Накануне наш источник в секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова говорил лишь о кардинально новых правилах регулирования лотерейного рынка. Однако минэкономразвития настаивает на "существенном ограничении" его участников, вплоть до проведения в России исключительно государственных лотерей", говорится в сообщении, опубликованном вчера на сайте ведомства.
Правда, министр не уточнил, считает ли он целесообразным запрещать региональным и муниципальным властям проводить лотереи, как это сегодня позволяет действующий закон. Почему это важно? Организованные муниципалитетами лотереи по закону сегодня считаются частными. Предложения в законодательство о новых правилах должны быть готовы для правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова уже 10 декабря.
Сейчас, как уже писала "РГ", в России действуют несколько сот разного рода лотерей, организуемых государством, частными юридическими лицами и даже индивидуальными предпринимателями. Они различаются как по способу проведения (тиражные, бестиражные, комбинированные), так и по территории проведения (всероссийские, региональные, местные). Часть из них работают, часть - нет. Организаторы могут их бросить без всяких негативных последствий для себя. В итоге в стране расплодились лохотроны, проконтролировать которые весьма сложно. Тем более что налоговики вправе отслеживать проведение лотерей только на основании отчетов организаторов. Или при проведении плановых проверок раз в три года, как того требует закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. "Регулятором лотерейного рынка должно быть государство, а организатором (оператором) - хорошо знающая рынок частная компания, которая выигрывает тендер. Так легче не только задавать правила и условия игры, но и контролировать рынок", - пояснил "РГ" пресс-секретарь одной из крупных лотерейных организаций Лариса Шишкина.
Сейчас же, говорят в минэкономразвития, полностью отсутствует реальный государственный надзор за организаторами частных лотерей. Министерство отмечает опыт других стран, где госнадзор сосредоточен в специальных лотерейных комиссиях. Они являются самостоятельными органами исполнительной власти или входят в структуру одного из ведомств. Отсутствие этих принципов и несовременное законодательное регулирование лотерейной деятельности, отмечают в минэкономразвития, "являются основными проблемами развития хаотичного и нерегулируемого рынка и необходимых поступлений в государственный бюджет".
В идеале, говорит Шишкина, чтобы восстановить доверие населения и имидж лотерей, нужно, чтобы люди знали, на какие цели идут отчисления от игр, а сами лотерейные кампании несли существенную социальную нагрузку. Например, направляли средства на детский спорт, на поддержку кино, телевидения, на различные социальные программы. К проведению именно таких "целевых" национальных лотерей, которыми станут управлять крупные частные операторы, и стремится сейчас государство. Наш источник в секретариате также отметил, что к стимулирующим лотереям претензий нет. Их призовой фонд формируется за счет средств организаторов, а не участников. Например, когда производитель пива обещает каждому миллионному покупателю автомобиль.