05.12.2012 00:00
Общество

Виталий Манский: Надо наладить нормальное ж/д соединение между регионами РФ

Текст:  Александр Ковалевский
Российская газета - Федеральный выпуск: №280 (5953)
Читать на сайте RG.RU

Виталий Манский, президент "АРТДОКФЕСТ", режиссер-документалист:

- Два года назад перед новым годом мне нужно было экстренно выехать во Львов. Я уже не помню, сколько стоил плацкартный билет. Но думаю, что железнодорожники должны были мне доплатить уже за один факт того, что мне пришлось ехать в таких условиях. Сервис был на крайне низком уровне.

Еще им было бы неплохо взглянуть на карту России. В отличие от Европы, где из одной столицы в другую можно проехать в сидячем вагоне за сравнительно небольшое время, в России для того, чтобы проехать из Перми в соседний регион, надо ехать уже целую ночь, а то и больше. Не надо говорить, как сильно влияет на жизнь семей то, сможет ли мать съездить навестить своего сына. Так что "Российская газета" на 1-й и 4-й полосах поднимает актуальную тему.

В этом году я ездил по узкоколейке из города Алапаевск до станции Калач. Отдыхать приходилось на полу в спальном мешке. Мы тогда работали над фильмом, и так ехала вся наша съемочная группа. И пока мы совершали этот переезд, поезд дважды сходил с рельс. А ходил он всего два раза в неделю. И никакого другого сообщения между этими пунктами там не было.

Еще могу сказать, что я довольно часто пользуюсь московскими экспрессами, которые соединяют аэропорта с городом и экспрессами тех стран, где я бываю. Как ни прискорбно, но за границей и сервис лучше, и стоимость ниже.

Хотя на самом-то деле наиболее приемлемым транспортом дальнего следования для простых граждан являются поезда. Будь я, к примеру, депутатом, и имей возможность влиять на распределение бюджета, то я бы отправил на развитие железных дорог больше денег, чем на армию. Потому что если бы мы наладили нормальное железнодорожное соединение между российскими регионами, пусть даже с определенной государственной компенсацией каждого билета, то наша страна имела бы большую обороноспособность. Произошло бы это за счет поднятия духа всех граждан России.

Может ли быть в России какая-либо достойная альтернатива железнодорожному сообщению, к примеру, сообщение воздушное? Ведь во многих европейских странах имеются недорогие авиационные услуги, пассажирские самолеты экономкласса. Возможно, для следующего поколения россиян такие меры могут оказаться действенными. Но сегодня реалии таковы, и я готов сказать это как документалист, общаясь не только с москвичами, что самолетами никогда не летало около пятидесяти процентов населения страны. И в финале их жизней вряд ли удастся существенно повлиять на их мироощущение. Так что сейчас я вижу только один выход - это скоростные железные дороги.

В заключение хочу сказать, что, несмотря на все очевидные проблемы, в будущее я смотрю с оптимизмом. Ведь жить без него просто нет смысла.

Соцсфера