По словам вице-премьера Алексея Орлова, это важный шаг в становлении открытого правительства. Одна из главных задач нового института - повысить качество решений, принимаемых органами государственной власти субъекта РФ, а в перспективе к системе должно подключиться и местное самоуправление.
На экспертизу отправятся постановления правительства региона и областные законопроекты, находящиеся на обсуждении в кабмине. Отрабатывать методику планируется в сфере строительства, АПК и малом бизнесе. Принят целый пакет документов, регламентирующих порядок проведения экспертизы и направления, подлежащие оценке. В частности, анализу подвергнутся правила предоставления господдержки и госуслуг бизнесу, инструменты регулирования инвестиционной деятельности и допуска хозяйствующих субъектов к определенным видам предпринимательства.
- Сегодня самое важное - вовлечь широкие слои делового сообщества в процесс обсуждения уже действующей и разрабатывающейся нормативно-правовой базы. Я приглашаю предпринимателей высказаться - как по перечню актов, которые необходимо рассмотреть, так и по самой необходимости регулирования той или иной сферы. Только бизнес может сказать, что ему нужнее - финансовые госгарантии, консультационная поддержка или налоговые льготы, ведь не всегда на стадии подготовки нормативного документа можно просчитать, как его введение отразится на расходах реального сектора. Мы готовы к диалогу в любом виде - письменном, устном, напрямую или через общественные организации. Уже заключены соответствующие соглашения с региональным отделением "ОПОРА РОССИИ", Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей, Уральской торгово-промышленной палатой. В стадии подписания договор с "Деловой Россией", - комментирует Анна Ускова, заместитель министра экономики Свердловской области, заместитель председателя координационного совета по оценке регулирующего воздействия.
Пока предложения принимаются по электронной почте либо через специальную страницу на сайте министерства. А в следующем году на Среднем Урале появится специальный портал, посвященный административной реформе, - там ОРВ будет выделен целый раздел.
На федеральном уровне аналогичную методику с 2010 года обкатывает Минэкономразвития. Не сказать, что темпы впечатляют - за полгода на экспертизу было направлено 19 нормативно-правовых актов, в 11 выявлены положения, затрудняющие работу бизнеса. Зато всем стало понятно, что целесообразнее обсуждать регуляторы до утверждения, а не после. Другими словами, предотвращать, а не исправлять ошибки. Именно такая схема была выбрана в качестве основной для Свердловской области.
Конечно, четких признаков обоснованного и необоснованного влияния правовых норм на бизнес никто сегодня назвать не может. По словам Анны Усковой, любое госрегулирование всегда чревато издержками для бизнеса. Но в каких-то случаях между сторонами достигается компромисс, а в каких-то понесенные затраты не идут ни в какое сравнение с полученным социально-экономическим эффектом.
- ОРВ - инструмент для региона совершенно новый, первые полгода будет идти процесс становления. Надеемся, что, как только исполнительные органы власти и бизнес ощутят отдачу, процесс ускорится. В Москве, например, на публичную экспертизу еженедельно направляется до 15 нормативных документов, - прогнозирует замминистра.
В общих чертах процедура будет выглядеть примерно так: исполнительный орган власти на основе поступивших от бизнеса замечаний проведет предварительную оценку нормативно-правового акта и направит его в министерство экономики на экспертизу. Конкретно анализом документа займется одна из рабочих групп при координационном совете по ОРВ. В случае обнаружения признаков необоснованного воздействия на предпринимательскую сферу министерство выйдет в Заксобрание с законодательной инициативой по корректировке нормативной базы.
Планируется, что координационный совет, в который входят чиновники региональных министерств, депутаты и представители общественных организаций бизнеса, будет собираться не реже, чем раз в полгода. Правда, некоторые эксперты опасаются, что новому органу уготована роль свадебного генерала. В частности, его влияние на муниципалитеты сведено к рекомендациям: заставить органы местного самоуправления внести изменения в правовую базу по действующему законодательству можно лишь через суд или прокуратуру. А мэры, не секрет, часто принимают решения, руководствуясь лишь сиюминутными интересами. Бывает и так, что видимых противоречий и пробелов в нормативно-правовом акте нет, а эффект от его реализации все равно не тот, что задумывался.
P.S.
Предложения, касающиеся оценки регулирующего воздействия областных нормативных актов, предприниматели Среднего Урала могут отправлять по электронной почте rahmeeva@gov66.ru или horkova@gov66.ru, а также по телефонам: 8 (343) 362-16-59, 362-17-14.