06.12.2012 06:05
Экономика

"РГ" выяснила, почему курганские фермеры против кооперации

Курганские фермеры не готовы объединиться в кооперативы
Текст:  Валентина Пичурина (Курганская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5954)
В маленьком поселке Трубецком, где всего семь дворов, живет и трудится Армэн Хачатурян. Он с гордостью называет себя потомственным фермером, потому что продолжает дело отца - первого фермера Половинского района Петроса Хачатуряна. Хозяйство, которым руководит 31-летний Армэн, многопрофильное и самодостаточное.  Работает по принципу: от поля до прилавка. Здесь обрабатывают землю, растят хлеб, занимаются животноводством, есть также мельница, пекарня и сеть торговых точек.
Читать на сайте RG.RU

Казалось бы, что еще надо? Однако Хачатурян-младший задался идеей организовать в районе кооператив из мелких крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). При том что   самому ему этот кооператив меньше всех нужен, но, как говорится, "за державу обидно". По мнению главы КФХ, на фермерах сегодня держится село и лежит ответственная миссия по его сохранению. Если уйдет фермер, уверен Хачатурян, деревня исчезнет, а поля зарастут.

Некоторые уповают на холдинги, которые взяли в оборот свободные земли. Мол, у них такая мощная техника, что они могут обработать десятки фермерских полей. Правда, яркие разноцветные тракторы и комбайны крупных компаний деревенские жители видят всего два раза в год: в посевную и уборочную.

- Холдинги село не спасут, потому что у них наемные работники, - говорит Армэн. - А у нас здесь отцы трудились, мы не уедем из села.

Однако фермерским хозяйствам, особенно мелким, трудно выжить в рыночных условиях. Положение осложняют и природные катаклизмы: в этом году, только по официальным данным, из-за засухи в Курганской области пострадали 557 сельхозпредприятий, из них 371 КФХ. Многие оказались на грани банкротства. Государство, конечно, их в беде не оставит, и уже положительно решен вопрос о выделении финансовой помощи для компенсации потерь.

Однако в сельскохозяйственном труде, по словам Хачатуряна, есть много таких проблем, где без выручки и взаимопомощи не обойтись. На первый взгляд, они мелкие, но могут погубить все дело. Например, в прошлом году, когда был большой урожай, в Зауралье возник дефицит сеновязального шпагата. Армэн Хачатурян взялся его доставить на всех  из другого региона. В этом году столкнулись с проблемой доставки дизельного топлива. Ведь до абсурда доходит: государство выделяет фермерам топливо по льготной цене, а привезти они его за 150 километров из Кургана в район не могут. У большинства нет ни бензовозов, ни денег, чтобы их арендовать. Выход нашли такой: один из фермеров  предоставил свой бензовоз и по доверенности каждому привез солярку. По сути, организовали стихийный снабженческий кооператив. Но ведь его можно оформить и юридически, говорит Хачатурян.

По его словам, тему объединения уже не раз обсуждали с фермерами. Молодые "за", а те, кто постарше, говорят, что "все это уже проходили": нет смысла возвращаться в колхоз. Кстати, председатель Половинской районной организации ассоциации крестьянских хозяйств (АККОР) Александр Пшеничников тоже относится к идее скептически.

- Ну, объединились несколько фермерских хозяйств, а дальше что? Куда продукцию сбывать? Крупные торги фермерам не выиграть, - вздыхает он.

По мнению Пшеничникова, нужно не кооперацию развивать, а совершенствовать государственную политику по отношению к сельхозпроизводителям, устранить диспаритет цен и вернуть госзакупки. Глава Половинской АККОР считает, что государство должно быть последовательно в своих решениях: если дают деньги на развитие, то должны быть заинтересованы и в результатах труда фермера.

Кстати, сельхозкооперативы в Зауралье есть. По данным регионального департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, в области зарегистрировано 33 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе 14 кредитных, 16 снабженческо-сбытовых, три перерабатывающих. Правда, признают в департаменте, работают они "слабо и неактивно".

- Это не те кооперативы, которые нам нужны, - говорит Хачатурян. - Нам нужны такие, которые в первую очередь будут обслуживать фермерские хозяйства и находиться на нашей территории. Тогда они будут жизнеспособны.

Председатель Звериноголовской районной организации АККОР Павел Птицын рассказал, что у них в районе были попытки организовать кооператив по сбыту мяса. Пять человек согласились, а пятнадцать сказали: "Скажите, куда сдавать, мы и без вас сдадим". Главная причина, по мнению Птицына, в том, что люди не доверяют кооперативам, считают их нахлебниками. Ведь на их содержание надо платить взносы, отчислять налоги. Однако жизнь все равно заставит крестьян объединяться, потому что в одиночку не выжить, считает Птицын. В Звериноголовском районе, например, 28 крестьянско-фермерских хозяйств. Но разве что пять из них можно назвать устойчивыми. Остальные едва держатся на плаву. Можно было бы, конечно, закрыть КФХ, но другой работы в деревне для мужчин нет, да и ехать некуда.

Статистика и в целом по области удручающая: в Зауралье зарегистрировано 1808 крестьянско-фермерских хозяйств, но только 717 из них реально занимаются производством сельскохозяйственной продукции, остальные недействующие. Причины, конечно, у всех разные, но есть и примеры явного разорения.

Хотя, как отмечают в  департаменте, фермеры находятся в равных условиях с крупными сельхозпроизводителями: они также участвуют в различных программах, получают  финансовую поддержку из областного и федерального бюджетов. Например, в этом году выделялись субсидии по одиннадцати направлениям. Начали работать новые программы: по поддержке начинающих фермеров и созданию семейных ферм. По одной 90 процентов средств выделяет государство и только 10 - сами фермеры, по другой финансирование предусмотрено в соотношении 60 на 40. Как ожидается, общая сумма господдержки КФХ в 2012 году составит 121,4 миллиона рублей, в том числе 100 миллионов - из федерального бюджета. В новой региональной программе развития сельского хозяйства Курганской области до 2020 года, кстати, есть отдельный раздел, посвященный господдержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

- Мы уверены, что будущее за кооперацией, - говорит директор департамента Сергей Жданов, - потому что сложно в одиночку вести натуральное хозяйство, иметь набор техники для полной цепочки производства. Это требует больших затрат. Но это должны понять прежде всего сами крестьяне.

Справка "РГ"

Крестьянско-фермерские хозяйства в Курганской области обрабатывают более 500 тысяч гектаров пашни. Основной вид производства - растениеводство (93 процента). В 2011 году КФХ произвели продукции на 3,7 миллиарда рублей - 13,7 процента от общего валового производства сельского хозяйства области.

А как у соседей

В сельскохозяйственных потребительских кооперативах Челябинской области на сегодня насчитывается 3 тысячи пайщиков. Большая часть этих структур занимается сбором молока у населения и реализацией его на молочные заводы, а отдельные кооперативы создали собственные молочные цеха и занимаются переработкой и пакетированием молока. К слову, одно из южноуральских объединений по итогам Всероссийской агропромышленной выставки "Золотая осень-2012" признано лучшим сельскохозяйственным потребительским кооперативом.Челябинские кооператоры готовы направить делегацию на Первый Всероссийский съезд сельских кооперативов, который состоится в первом квартале 2013 года в Москве. От имени своих коллег они выступят с инициативой разработать и принять в 2013 году ведомственную целевую программу по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации, упростить налогообложение и снизить налоговую нагрузку для таких структур и другими предложениями.Отметим, что в федеральном Минсельхозе идет обсуждение проекта концепции развития кооперации в селе на период до 2020 года. Это направление считается особенно важным в свете вступления России в ВТО. Согласно правилам этой организации государство не сможет оказывать поддержку большинству сельхозпроизводителей. Однако на сельхозкооперативы этот запрет не распространяется.

АПК Курганская область Урал и Западная Сибирь