Жалобы Терпсихоры
В театре крупная оперная премьера - "Дон Карлос" Верди, а вокруг продолжают обсуждать скандальное письмо от балетной труппы Мариинки министру культуры. Что вы скажете?
Валерий Гергиев: Что тут комментировать? Три артиста написали письмо от имени балетной труппы, которая их не уполномочивала. Подписей было четыре, но, как оказалось, одна из подписавших даже не знала о существовании письма. Труппа в это время находилась в Японии. От меня хотели, чтобы я снял их руководителя Юрия Фатеева. И это норма для России, когда каждые три-пять лет появляются какие-то письма, жалобы. Их направляют какие-то группы, считающие, что надо все менять, всех снимать. И в политике это происходит: каждая политическая партия начинает с того, что надо убирать "Единую Россию" и приводить новых людей. Кого? Они имеют в виду себя.
Но главного хореографа или нового худрука балета будете искать?
Валерий Гергиев: Мы все ищем новых хореографов. Но хореографы и худруки балета не появляются по результатам письма артистов. Нигде и никогда такого не происходило. Нам нужен руководитель балета уровня Алексея Ратманского. Но где такого взять? Кстати, Махар Вазиев тоже не был худруком Мариинского балета. Последним худруком был Олег Виноградов. Его работу можно оценивать по-разному, но сегодня и реальность совсем другая. Большой театр СССР и Кировский театр - это уже явления исторического прошлого. Однако наша балетная труппа по-прежнему остается очень сильной. Мы только что проехали по Японии, по Америке и получили восторженные отзывы. Год назад с огромным успехом выступали в Нью-Йорке, в Лондоне. Многое было сделано 10 лет назад, что-то - 5 лет назад, что-то - недавно. Процесс идет. И это заблуждение - думать, что руководитель театра Валерий Гергиев находится в стороне от балета, не знает даже, кто такой Форсайт. Еще в 2001 году я встречался с Форсайтом в Австралии, пригласил его сделать работу в Мариинском театре. У нас появились четыре его балета. Однако есть условия контракта, и срок его истек. Следующей весной два балета Форсайта вернутся в афишу Мариинки, а труппа Форсайта покажет его новый балет N.N.N.N. В Мариинском театре работал и крупнейший хореограф современности Джон Ноймайер, которого я пригласил еще в 90-е годы. Причем я выдвинул ему условие: ставить только мировую премьеру. А он хотел переносить старые свои спектакли. Алексея Ратманского в Мариинский театр тоже пригласил я еще в 90-е годы, когда в России его даже не знали. И он поставил несколько спектаклей на нашей сцене.
Письмо констатирует факт, что артисты балета уходят из Мариинки.
Валерий Гергиев: Ну, перешел хороший танцовщик Леонид Сарафанов в Михайловский театр. А ко мне, например, несколько раз приходили Наталья Осипова и Иван Васильев. Что дальше? Мне это напоминает систему перехода футболистов: где больше миллионов, туда известный игрок и пойдет. Но я не вижу причины говорить отдельно о балете или об опере. Как опытный руководитель я знаю, что вопрос вопросов - это проблема жилья и повышения заработной платы. Может ли с этим справиться заведующий труппой? Конечно, нет. Когда-то в советские времена Большому театру СССР построили дом в Каретном ряду, и мы здесь, на улице Майорова, тоже получили в подарок 100 квартир. Но с тех пор прошло 24 года! Я считаю, что надо возвращать эту практику поддержки артистов - за талант, за преданность. И надо защищать свой дом. Те, кто "бегает" в соседний театр, должны сделать выбор.
Почему такой накал проблем возник именно сейчас?
Валерий Гергиев: Мы еще в 90-е годы решали эти проблемы. Федеральное финансирование Мариинского театра тогда обеспечивало только 20% от минимума, необходимого для нормальной деятельности театра. И мы искали японские, американские, немецкие деньги, потому что в России денег не было вообще. А нам надо было не просто сводить концы с концами, но и поддерживать талантливых людей, чтобы они не покинули труппу и страну. Лет 10 назад ситуация начала качественно меняться. Не в последнюю очередь потому, что к руководству страной пришел молодой энергичный президент и правительство, понимающее, что надо по-новому обозначить отношения государства к таким символам российской культуры, как Эрмитаж, Большой, Мариинский театры. Тогда же, в 2002 году, было принято решение строить новое здание Мариинскому театру. Сопредседатели нашего Попечительского совета Герман Греф и Алексей Кудрин, в те годы министры федерального правительства, вместе со мной озвучили эту идею Владимиру Путину. И идея нашла поддержку, потому что страна уже развивалась, уходила от кризисов, памятных всем. А теперь настал самый важный и сложный для нас год: мы слишком долго ждали открытия новой сцены театра, и проблемы, которые скопились, должны решаться немедленно. В этом и заключается накал проблем. Открытие Мариинки-2 будет иметь мировой резонанс, и надо, чтобы уже за несколько месяцев до этого коллектив смог спокойно и успешно работать.
Валерий Гергиев: Мы понимаем свою ответственность, чтобы помимо восторгов - ах, какой большой новый театр! ах, какой светлый! - он соответствовал марке Мариинского театра, наполненного 150-летней историей. Какие величайшие события здесь происходили - и в старом историческом здании, и уже в нашем новом Концертном зале! Они будут происходить и в новом театре.
Поразила цифра, которую озвучили: больше 1000 новых людей должны прийти работать в Мариинку-2.
Валерий Гергиев: Техническая мощь нового театра будет превосходить все то, чем мы располагали. И без новых сил здесь не обойтись. Даже теоретически невозможно представить, что те же самые хор, оркестр, балетная и оперная труппы будут работать с утроенной нагрузкой. Они и без того работают на абсолютном пределе.
По сути, в Мариинке появится второй коллектив. Это потребует и второго бюджета?
Валерий Гергиев: Сначала надо, чтобы государство хотя бы поровну финансировало Большой и Мариинский театры. Наши бюджеты уже дважды выравнивали. И это хорошо, что каждый раз находится причина поднять финансирование Большого театра: недавнее открытие его исторического здания было громадным событием. Но и нам предстоят события огромной важности, которые привлекут мировое внимание.
Будете проводить конкурсы на вакансии Мариинки-2?
Валерий Гергиев: Да, конкурсы начнутся в начале февраля. Будем расширять хор, оперную и балетную труппы. Но у нас до сих пор нет точных параметров бюджета. Большой театр, когда открывал историческую сцену, наверное, знал свою бюджетную ситуацию.
В феврале вы начнете осваивать новое здание. Как планируете - переносить спектакли со старой сцены на новую или радикально решить проблему, как, скажем, сделали в Париже: опера идет в новом здании, балет - в историческом Гарнье?
Валерий Гергиев: Мы будем работать на всех сценах. Начнем с переносов: сложнейшие в техническом отношении спектакли "Война и мир", "Тристан и Изольда", "Электра", "Женщина без тени", "Нос", "Кольцо" должны здорово выглядеть на новой сцене. Но сейчас я планирую, а жизнь, может быть, продиктует другие решения. Однако совсем скоро нашей задачей станет продавать 5000 билетов в день, а в воскресенье - 10 000! Это громадные цифры. Но я рассчитываю на значительное укрупнение образовательных и просветительских программ. И это главное, что изменится в деятельности Мариинского театра с появлением нового здания. В школах и вузах Петербурга мы видим наших главных зрителей.
Миллиарды и классики
Ни в одной стране мира не стоит так дорого построить оперный театр, как в России. И практически все эти стройки многолетние, скандальные. Почему?
Валерий Гергиев: Об этом надо спросить у бывших до Александра Авдеева руководителей министерства культуры. Стройки эти дорогие потому, что многолетние, и потому многолетние, что дорогие. Это "виртуозное" умение работать с бюджетом.
На практике это выливается чуть ли не в стоимость космической станции.
Валерий Гергиев: Могу поделиться наблюдениями из опыта. Я работал со многими министрами культуры. Но 12 лет назад даже мысли не было рассматривать проекты в миллиарды долларов. Таких денег не было. И когда мы начинали эти огромные проекты: реконструкция Большого театра, создание новой сцены Мариинского театра, никто и подумать не мог, что они потянут за миллиард! При этом за все годы ни одна копейка, пущенная государством на Мариинку-2, через Мариинский театр не проходила. Что касается сроков, то они могли бы затянуться и до 16-го и до 20-го года, если бы я не обратился с совершенно конкретной просьбой к руководству страны, назвав фамилии людей, которые могут спасти положение: это Марат Оганесян и Вадим Николаевич Александров, почетный гражданин города Петербурга.
Теперь на открытие Мариинки-2 Родион Щедрин пишет оперу "Левша". Это и ему ведь подарок на 80-летие.
Валерий Гергиев: Пишет, и это подарок и для нас. Щедрин - классик современной русской музыки, и мы все должны достойно отметить его юбилей. Мариинский театр во всяком случае готовится серьезно: планируем два концерта его музыки в Петербурге и два - в Москве, с участием Дениса Мацуева, Алексея Огринчука, Олли Мустонена, Алексея Володина, Александра Бузлова. Покажем российскую премьеру монооперы Щедрина "Клеопатра и Змея", которую уже исполняли в Америке и в Зальцбурге. Мы исполняем много музыки Щедрина, а театральную - почти всю. И я считаю, это невероятная удача и огромная школа для артистов Мариинки - работать с композитором, живущим среди нас. Это в традициях Мариинского театра. У меня в кабинете висят портреты Чайковского и Римского-Корсакова, рядом здесь вырос Стравинский. И не проходит дня, чтобы в театре не звучали произведения великих русских композиторов. Юбилей Щедрина - праздник и большое событие для всех музыкантов России.
Калибры культуры
Недавно вы провели пресс-конференцию в Нью-Йорке, собравшую 65 журналистов из всех газет. Что их так заинтересовало: открытие нового театра?
Валерий Гергиев: Некоторые, кстати, и не знали, что в Петербурге государство строит театр, и это вызвало громадный интерес, в том числе архитектурный проект Мариинки-2. Интересовались записью "Кольца Нибелунгов" на лейбле Мариинский. В марте 2013 года мы выпускаем релиз "Валькирии", а после Нового года этот диск появится уже в продаже. Я собрал лучшие вагнеровские голоса: Рене Папе, Йонаса Кауфмана, Нину Штемме, Евгения Никитина, Михаила Петренко, Ирину Губанову, Николая Путилина. А в первые дни декабря в 400 американских кинотеатрах состоится мировая премьера мариинского "Щелкунчика" в формате 3D. Этот проект сделан к 120-летию балета Чайковского. Мы работаем с уникальным специалистом в области 3D Джеймсом Кэмероном, автором "Аватара" и "Титаника". Его называют мистером 3D в мире. У нас будет долгосрочный проект, и в феврале мы уже сделаем "Лебединое озеро". Насколько я знаю, мы первыми начали записывать балеты в 3D, три года назад сделав "Жизель". Я считаю это важным: втягивать современные технологии в театр. В Нью-Йорке наш проект вызвал огромный интерес.
В Нью-Йорке и выход вагнеровского диска Мариинки освещался как крупное культурное событие. Газета The New York Times посвятила этому целую полосу. И это выглядит поразительным в контексте российских СМИ, где тема классической музыки, музыкальная критика исключены из приоритетных.
Валерий Гергиев: New York Times посвятили целую полосу и Стравинскому, когда я исполнял в Эвери Фишер холл цикл "Русский Стравинский". На этот раз меня пригласили в редакцию, и я провел там два часа. На встрече присутствовали не только музыкальные обозреватели, которых в New York Times не меньше пяти, но и главный редактор, и обозреватели других отделов. Я убежден, что это огромная ошибка - считать, будто какая-то перченая новость важнее, чем фундаментальный обзор главных культурных событий страны. Россия обладает музыкантами мирового калибра, прославляющими свою страну в мире. Это выдающиеся над массой люди - аутстэндинг, как говорят в Америке. И их нельзя не замечать. Мы как-то привыкли запросто считать, что мы всегда и везде великие - в спорте, в музыке. Но сегодня мы уже далеко не первые и не вторые в мире. Но почему мы должны свое лучшее сдавать? Мы с оркестром Мариинского театра выступаем по всей России - в Кемерово, в Омске, Иркутске, в Краснодаре, Крымске, Липецке, в Воронеже, Смоленске, Петрозаводске, Самаре - и везде зал битком на классических концертах. Но я горжусь не тем, что мы там побывали, а тем, что вижу счастливые лица.
Справка "РГ"
Премьера Мариинки-2 состоится в мае 2013 года. Новый музыкальный театр (архитектор Джек Даймонд, Diamond Schmitt Architects, Canada) станет одним из самых крупных в мире. Параметры Мариинки-2: площадь 79 114 кв. м, 7 наземных этажей, 3 подземных уровня, амфитеатр на крыше, зрительный зал на 2000 мест, основная и репетиционная сцены, оркестровая яма на 120 человек, репетиционные залы для хора, оркестра, балета.