Премьер-министр Дмитрий Медведев дал интервью пяти отечественным телеканалам. За полтора часа глава правительства ответил на несколько десятков вопросов, касающихся политической, экономической и общественной жизни страны, громких коррупционных дел и своих планов на будущее.
С ведущими Первого канала, ВГТРК, НТВ, РЕН ТВ и "Дождя" глава правительства встретился в прямом эфире уже второй раз в этом году. Первый "Разговор с Дмитрием Медведевым" в таком формате и составе состоялся в апреле, на исходе его президентского срока, итоги которого и подводились тогда.
На этот раз Дмитрий Медведев отвечал на вопросы журналистов в статусе главы правительства. "Я доволен тем, как сложилась моя жизнь, доволен той работой, которой я занимаюсь, потому что это очень интересная, очень важная работа", - заявил он.
Несмотря на новую должность Медведева, к теме его президентства возвращались не раз. Причем не только оценивали эффект от политической реформы, предложенной им в первой половине года, но и спрашивали о перспективах возвращения в Кремль в будущем. Премьер снова подтвердил, что при определенных условиях не исключает возможности своего участия в выборах главы государства.
- Это будет связано, во-первых, с моими личными желаниями в конкретный момент. Я никаких годов не называл, обращаю внимание, - подчеркнул Медведев. - И что еще гораздо важнее - с представлениями людей, хотят ли они этого.
Именно этим глава правительства объясняет и принятое решение не баллотироваться на второй президентский срок, а выдвинуть кандидатом Владимира Путина. "В определенной политической ситуации у Владимира Путина были лучшие шансы для избрания президентом нашей страны. Он этого избрания добился. Я считаю, что это хорошо", - сказал премьер-министр.
Текущая политическая ситуация в стране во многом определяется теми инициативами, которые Дмитрий Медведев еще в качестве президента озвучил в своем последнем Послании Федеральному Собранию. Тогда он предложил вернуть прямые выборы губернаторов, облегчить порядок регистрации новых партий. Этой осенью первые региональные и муниципальные выборы прошли по новым правилам.
"Мы получили систему, при которой люди впервые за восемь лет могли принять решение о том, кто будет управлять их регионом на протяжении длительного периода", - считает глава правительства.
С утверждением, что в этой системе большое количество маленьких партий не имеют политического будущего, премьер не согласен и дал понять, что судить об этом пока рано - российская партийная система в ее новом виде находится только в начале своего развития. "Их рост свидетельствует о том, что люди хотят видеть новые политические силы, - заявил Медведев. - Я уверен, что они будут набирать очки, уверен, что они будут образовывать альянсы, в результате которых будут возникать более сильные партии. Это как раз и есть путь развития политической системы".
Новым словом на политическом поле стала возросшая активность гражданского общества и так называемой несистемной оппозиции. В феврале в должности президента Дмитрий Медведев встречался с ее представителями. Одни пошли по пути закона, создали свои партии и чего-то уже добились, подчеркнул премьер. Другие же пошли иным путем, как, например, лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов, находящийся под следствием по делу о беспорядках на Болотной площади. "Если он реально представляет левую идею, то он должен заниматься не тем, чтобы науськивать своих сторонников нарушать законы на митингах, а добиваться своих целей конституционным образом. Не нарушать закон о митингах, а в рамках существующих процедур отстаивать свои позиции", - считает премьер-министр.
По-настоящему ответственный политический лидер, добавил Медведев, должен делать все, чтобы его сторонники не попали за решетку, должен объяснять, что можно делать, а чего делать нельзя, потому что это навредит идеям.
- Тогда это ответственная политика, и тогда у такого политического лидера есть будущее, - заключил глава кабинета министров.
Упомянутый закон о митингах в его обновленной версии в обществе воспринимается по-разному. Вместе с новым законом о клевете, о госизмене с закрытием сайтов в Интернете отдельные граждане увидели в нем реакционный тренд в ответ на возросшую гражданскую активность.
Спорить с тем, что подобные представления существуют, Дмитрий Медведев не стал, но никакой реакции в законах не видит. "Я не считаю, что это тренд, не считаю, что эти законы реакционные", - возразил он.
- Судить о том, каков политический режим, что происходит в стране с политической системой, правами граждан, можно по реальным действиям, по тем действиям, которые вытекают из принятых законов, - поделился премьер своим восприятием. - Если наберется совокупность фактов, свидетельствующих о том, что эти законы неправильные, что они бьют по интересам граждан, отдельных политических групп, тогда они требуют корректив и я с вами полностью соглашусь.
К тому же в России, считает Медведев, к антилиберальным относят законы, чтобы потом их не соблюдать. "Это неправильно. Мы должны быть законопослушными людьми", - призвал премьер-министр.
- Любой политический деятель, даже если он очень не любит нынешнюю систему принятия решений, отдельных политических персонажей, должен соблюдать закон, - считает глава правительства.
Законодательных инициатив, которые бы нравились всем, не бывает, а значит, всякий раз тот или иной закон - не обязательно политический, но и бытовой, - ведет к определенным репутационным потерям власти. Такой же эффект могут иметь и громкие антикоррупционные дела, развернувшиеся вокруг министерства обороны, экс-министра сельского хозяйства Елены Скрынник, "Ростелекома", системы ГЛОНАСС. У премьера поинтересовались, не опасается ли он, что все это наносит удар и по его репутации.
- Какие-то репутационные потери нужно понести. Ничего в этом страшного нет, - ответил Медведев. - Потому что все время говорить о том, что мы белые и пушистые, тоже нельзя. Если есть факты, лучше эти факты предъявить.
Но именно на фактах должно строиться доказательство вины того или иного человека, чиновника, уточнил глава правительства. О том, что тот или иной чиновник нечист на руку, можно говорить долго, но наказать его нельзя, пока разговоры не превратятся в "совокупность данных, полученных процессуально чистым путем".
- Никакая борьба с коррупцией не должна сводиться к преследованию должностных лиц и вообще чиновников как класса, потому что в противном случае это создаст у людей ощущение, что все, кто работает на госслужбе, нечисты на руку, воры и люди, которым нельзя доверять, а это было бы абсолютной неправдой, - подчеркнул Медведев.
Исходя из принципа презумпции невиновности, глава правительства комментирует и скандал вокруг минобороны, отвечая на вопросы тех, кто не понимает, почему следствие не работает с бывшим министром Анатолием Сердюковым. "Что же касается его причастности к коррупционному скандалу, скандалу вокруг "Оборонсервиса" и так далее, все это должно быть определено следствием, скрупулезно проанализировано и предъявлено суду как в отношении всех фигурантов по делу, которые есть сейчас, так и в отношении других лиц", - указал премьер.
Сам он к работе Сердюкова на посту министра обороны претензий не имеет. "Сердюков работал весьма эффективно", - сказал Медведев. При этом он заметил, что реформы, проводившиеся в армии, не были инициативой Сердюкова, проходили после принятия решений Верховным главнокомандующим. И результат не заставил себя ждать - государство, считает премьер, смогло изменить социальный статус военнослужащего.
Признание ошибок может быть еще одним фактором, дискредитирующим власть в глазах граждан, особенно когда эти ошибки напрямую затрагивают их благосостояние. Так, ранее Дмитрий Медведев заявил, что пенсионная реформа начала 2000-х годов с ее накопительной частью оказалась ошибкой.
- Ответственная власть должна признавать, что у нее получилось, а что получилось не до конца, - ответил на это замечание Медведев. - Если власть честная, если власть хочет блага своим гражданам, она должна честно сказать, что вот это у нас получилось хорошо, а в том, что касается пенсии накопительной, получилось не до конца.
И получилось так не потому, что сама идея была плохая. Просто, предположил премьер, опиралась она на прогнозы, которые не оправдались.
Сегодня, в условиях жесткой экономии, правительству не так легко. Одни просят дополнительные средства, другие указывают на чужие чрезмерные траты. Больше всего критики вызывает бюджет минобороны. Дмитрий Медведев предложил оперировать цифрами. На Вооруженные силы в 2013 году планируется потратить 2,1 триллиона рублей, на образование - 2,5 триллиона, а на здравоохранение - 2,2 триллиона. "Это в любом случае больше, чем бюджет министерства обороны, а совместно эти бюджеты в 2,5 раза больше, чем бюджет, который запланирован на финансирование Вооруженных сил, - подчеркнул премьер. - Так что приоритеты бюджета очевидны".
За здоровье нации правительство выступает и другими методами. В середине декабря Госдума приступит к рассмотрению законопроекта о запрете курения в общественных местах. От этой вредной привычки ежегодно умирают 400 тысяч россиян. "Поэтому меры нужны экстраординарные, но не хамские. Нужно понять, что мы боремся не с курильщиками, а мы боремся с этой привычкой, и сами курильщики нам должны в этом помочь", - считает Дмитрий Медведев.
В том, что законопроект будет принят в своем первоначальном виде, премьер не сомневается. И даже сопротивление табачных компаний процесс не остановит. "Табачное лобби - это, конечно, сильные ребята, но не всесильные. Правительство сильнее", - заверил его председатель.
В "Разговоре с Дмитрием Медведевым" смогли поучаствовать не только ведущие телеканалов. На "Дожде", готовясь к встрече, предложили присылать вопросы премьеру по Интернету. Некоторые оказались неожиданными. Например, спрашивали, зачем Госдуме нужен закон о запрете гей-пропаганды.
- Далеко не все нравственные вопросы, далеко не все поведенческие привычки, далеко не все вопросы коммуникации между людьми нужно превращать в законодательство, потому что не все отношения между людьми поддаются регулированию законами, - полагает премьер-министр. - Такова моя позиция и такова позиция "Единой России".
Одной из острых тем для зрителей "Дождя" оказалось дело о нападении на журналиста Олега Кашина. В свое время Медведев пообещал лично проконтролировать расследование преступления. Результатов пока нет.
- Дело не закрыто, и оно должно быть завершено вне зависимости от того, каких политических воззрений придерживается тот или иной журналист, потому что тот же самый Кашин довольно энергично критиковал власть - и президента, и правительство, - ответил Дмитрий Медведев. - Это дело должно быть доведено до конца, и виновные должны понести ответственность.
Того же глава правительства ждет и по результатам расследования убийства в Нальчике телеведущего Казбека Геккиева. Но здесь проблема лежит глубже. "Это реальная угроза дестабилизации, которая означает, что нам очень многое нужно предпринять, для того чтобы на Кавказе были мир и порядок", - считает Медведев. Поэтому и наказание может быть куда более суровым.
- Я рассчитываю на то, что виновные будут найдены и либо привлечены к ответственности, либо в других условиях просто уничтожены, - заявил премьер.