Речь идет о выставке "Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья". Центральная работа, которая дала название всей экспозиции, представляет собой трехмерный коллаж, составленный из миниатюрных пластмассовых фигурок, помещенных в девять стеклянных витрин. Витрины располагаются в пространстве зала таким образом, что сверху их общее очертание отдаленно напоминает свастику, а внутри "развернут единый ландшафт ада, в котором нацисты со зверской жестокостью неустанно убивают друг друга".
- Помещая жестокость в закупоренные музейные витрины-диорамы, художники стремятся исцелить от нее общество, - поясняют в музее. - Чепменовские фигурки вернут нам ужасы войны и ощущение, что на войне бывают не только победы.
Но не столько эта работа вызвала резонанс в обществе. Жалобы посыпались на конкретную инсталляцию с изображением распятых на крестах плюшевого мишки и Рональда Макдоналда.
Как заявили в прокуратуре города, к ним поступило 117 обращений, все - жалобы на оскорбление чувств верующих. "В настоящее время проводится проверка", - лаконично заметил представитель ведомства, не вдаваясь в детали того, что именно предпринимается по обращениям рассерженных горожан.
Депутат петербургского Законадательного собрания Виталий Милонов сказал, что никогда бы на подобную выставку не пошел. "Мое мнение: распятые клоуны и медведи - это плевок в сторону искусства, отражение нашей бездуховной и неэтичной современности".
С чем категорически не согласен Михаил Пиотровский:
- Люди считают, что осквернен христианский крест тем, что на выставке к нему приколочены макдоналдский клоун и плюшевый мишка, - говорит он. - Это пример потрясающей культурного начетничества.
По его словам, он попросил Генпрокурора принять меры, чтобы и музею, и прокуратуре не мешали работать. Реакцию посетителей, которые массово пишут жалобы, он охарактеризовал как "культурную деградацию нашего общества" и "доносное использование общественного мнения".
На встрече с журналистами Михаил Пиотровский настаивал: отбор работ - священное право музея, и только он может определять, что является искусством, а что нет.
Для не согласных с такой позицией есть и более официальный аргумент: выставка одобрена минкультуры и оказалась в Петербурге по соглашению России и Англии. Что до интерпретаций значений экспонатов, то Михаил Пиотровский непреклонен: "Только идиоты могут считать, что это оскорбляет крест, и могут не понимать, что речь идет о Страшном суде, который приходит в наше время и который изображен братьями Чепмен".
- Мы твердо считали и считаем, - говорит Пиотровский, - что вкусы толпы в данном случае не могут служить ни эстетическим, ни нравственным ориентиром. Что же касается до самой выставки, то она сделана в эрмитажной традиции разговора о современном искусстве и помещает работы знаменитых братьев Чепменов в исторический контекст рядом с гравюрами Гойи и средневековыми орудиями пыток. Всякому человеку, интересующемуся искусством, понятно, что братья Чепмены с современной резкостью и провокационностью продолжают традиции мирового искусства: "Ада" Босха, "Ужасов войны" Гойи, многочисленных Страшных судов. Эти традиции они преломляют через опыт ХХ века. Символы массовой культуры, повешенные на традиционном орудии древней казни, служат напоминанием о том, что однажды пережитые ужасы могут повториться.
Куратор выставки и руководитель Сектора современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков тоже склонен считать, что жалобщики несколько путают "божий дар с яичницей". А именно: безграмотно смешивают понятия животворящего креста, распятия как такового и просто крестообразного изображения.
Стоит отметить, что большинство горожан отнеслись к защитникам православия с недоумением: "Пускай не ходят, если им не нравится".
Интересно, что представитель РПЦ, глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин также не столь категоричен в оценке картины английских художников: "Надо, по крайней мере, исследовать работу. Я ее, к сожалению, не видел... У нас Кодекс об административных правонарушениях ясно запрещает осквернение почитаемых верующими предметов и символов. В данном случае распятие - это, конечно, почитаемый верующими символ. Помещение его в ненадлежащий контекст - это проблемная вещь. Есть ли нарушение данной нормы административного кодекса, пусть решают правоохранительные органы".
Михаил Пиотровский говорит, что нельзя диктовать свое мнение Эрмитажу "уличными способами". Пиотровский также выразил готовность провести научную конференцию, где будет поднят вопрос о кощунстве и искусстве, и даже предложил позвать охранять ее "настоящих казаков, а не сектантов".
По мнению кинорежиссера Константина Лопушанского, "безграмотно и бессмысленно устраивать нервотрепку Эрмитажу". Правда, в случаях "провокации в искусстве". Он считает, возможно, нужна более широкая подготовительная работа с публикой.
- Запрещать искусство невозможно, - полагает он, - хотя в отдельных случаях необходимы возрастные ограничения или, к примеру, специальные площадки для показа.