10.12.2012 00:25
Экономика

Джанибеков: Гражданскую авиацию у нас можно сравнить с затухающей свечкой

Текст:  Кирилл Карандюк
Российская газета - Федеральный выпуск: №284 (5957)
Читать на сайте RG.RU

Владимир Джанибеков космонавт, дважды герой СССР

 

У нас в стране процветает оригинальная система образования. Людей учат, как разбираться в качестве предмета, его параметрах и свойствах. Но вот методам, которыми эти предметы можно создать, почему-то перестали учить. Это касается практически всего, в том числе отечественной авиации, о которой "Российская газета" пишет на 1-й и 8-й полосах.

Что там говорить - российская боевая авиация, пожалуй, лучшая в мире. Совсем противоположная ситуация складывается с гражданской. Дмитрий Медведев, будучи еще президентом, говорил, что "надо вкалывать". Разумеется, надо. Но проблема в том, что условий для работы пока никаких нет. Конструкторы могут еще что-то придумать, но кто это будет воплощать в жизнь? Все технологии остались в прошлом, ничего нового не создается, летчиков-испытателей давно не готовят на прежнем уровне, поскольку мало профессиональных училищ. Раньше говорили, что вокруг испытательных центров все "горит и кипит", настолько активно велась работа. Продолжая такую аллегорию, можно сказать, что нынешнее положение дел нельзя сравнить ни с чем, кроме как с затухающей свечкой. И даже непрофессиональным взглядом легко заметить, что давно не выпускалось никаких отечественных пассажирских лайнеров. Несмотря на то, что у нас есть прекрасная возможность создавать свое, все закупается за рубежом. Причем я не уверен, что эти закупки надлежащего качества.

Вообще я регулярно летаю на пассажирских самолетах. Сейчас на аэробусах и боингах качество обслуживания достаточно приличное. Но сервисом, наверное, все и ограничивается. Когда в 60-е годы я был еще студентом, то мог без проблем приобрести билет от Ленинграда, скажем, до Ташкента. Сейчас я сомневаюсь, что не только студент, но и работающий человек сможет легко себе это позволить. Цены запредельные.

Для восстановления авиации просто необходимо предпринимать какие-то шаги. Во-первых, поменять информационную систему. Важна роль наглядной агитации подобных вещей. Удивительно, но советские плакаты вроде "Комсомолец - на самолет!" работали. И сейчас бы они работали, если бы информационную политику вели в нужном направлении. Во-вторых, необходимо восстановление кружков и обществ, наподобие ДОСААФ СССР. Сколько сейчас молодых людей не знают, куда "податься"? Экстремалы, конечно, находят себя в спорте, но их единицы. А большая часть - блуждает, и ее надо направлять.

После 1917 года в стране была полная разруха, многие эмигрировали, но в достаточно короткие сроки удалось восстановить и грамотность, и промышленность, и авиацию. Главное - пробудить в людях желание обучаться, а возможности найдутся всегда.

Авиатранспорт