10.12.2012 00:25
Общество

Андрей Максимов: Новости культуры остаются на периферии информационного поля

Текст:  Андрей Максимов
Российская газета - Федеральный выпуск: №284 (5957)
Читать на сайте RG.RU

Андрей Максимов, писатель, член Академии российского телевидения

А я знаю, как дела у египетских повстанцев. Буквально каждый их шаг мне известен. Как они куда пойдут, развернутся там - а я уже в курсе. И про сирийскую оппозицию много чего могу рассказать желающим. Желающие, что интересно, находятся: сам видел-слышал, как вполне себе интеллигентные люди с жаром спорят не про премьеру в театре, не про новую книгу и даже не про реформу ЖКХ, а прям-таки - про сирийскую революцию.

Еще я знаю про все ужасы, которые происходят на дорогах, а также про убийства. Я, потому что, новости смотрю.

И тут вдруг выяснилось, что премию "Большая книга" получил живой классик нашей литературы Даниил Гранин. Нельзя сказать, чтобы программы новостей про это не рассказали - сказали, конечно, в самом конце. Сначала про египтян, про сирийцев, про аварии, про всякие еще проблемы, на которые я лично никак повлиять не могу, а потом уж про Гранина. Вкратце.

Вот вы, дорогой читатель "Российской газеты", знаете, как называется роман Гранина? А кто занял вторые-третьи места на "Книге года"? Авторов знаете? Что-то про их книги можете сказать? Наконец, может быть, вас кто-то сподвиг эти книги купить?

А про египетских повстанцев в курсе? А про Сирию? Вот. Я и говорю...

Когда я высказываюсь подобным образом, мне возражают: мол, всякий культурный человек должен быть в курсе международных событий. Так я разве против? "Ни за что!" - как говорил герой популярного мультика. Я - про приоритеты. И не более того. Про то, какая из новостей для человека становится своей, а какая - остается чужой.

Кто-то когда-то решил, что, скажем, международные новости - это очень важно. А культурные - нет. Что новый закон - это суперновость. А новая книга знаменитого писателя - не новость вообще.

И опять слышу возражения: мы ведь по законам этим будем жить. Согласен. А вы что всерьез убеждены, что человек, прочитавший новую книгу, скажем, Улицкой или того же Гранина, - не изменится? Мировая история и мой личный опыт подсказывают, что книги имеют свойство очень сильно влиять на людей.

Мои коллеги с канала "Культура" делают замечательную передачу "Новости культуры". Она очень интересная и важная. И человек, который при слове "культура" не хватается за пистолет, может из нее узнать массу полезного для себя лично. Понимаете? Посмотреть программу НОВОСТЕЙ, и узнать лично для себя - полезное и важное.

Но кто-то неведомый, бог знает когда, решил, что международные и экономические новости - это для всех. А новости культуры - для одноименного канала. Вот если у деятеля культуры (выдающегося) случится юбилей, а еще лучше ежели его ограбят - вот тогда: будьте любезны! Тогда все программы новостей об этом расскажут. В конце программы.

Еще событие на прошлой неделе произошло: писатель Андрей Дмитриев получил премию русский "Букер" за свой роман "Крестьянин и тинейджер". Я лично узнал и обрадовался: Андрей Дмитриев - очень хороший писатель, своеобразный, с безукоризненным стилем. Читая его книги, начинаешь еще больше любить русский язык.

Премия - это, конечно, всегда лотерея. В свое время Владимир Меньшов совершенно справедливо сказал мне, что количество гениев, не получивших Нобелевскую премию, куда больше, нежели тех, кто ее удостоился. Всё так. Но премия - это повод рассказать о писателе, привлечь к нему внимание, заинтересовать им. Если, конечно, про него рассказывать.

Барак Обама - постоянный герой новостей. А, скажем, Олег Меньшиков стал героем телеэфиров, поскольку открыл свой первый сезон в качестве нового худрука театра Ермоловой. Уйдет понятный информационный повод, и забудем про него.

Только вот не надо мне говорить, что Обама влияет на весь мир, а Меньшиков - нет. Это еще большой вопрос, что на некоторых людей оказало большее влияние: действия Обамы или творчество Меньшикова... Огромный вопрос.

Какой-то получается удивительный парадокс: с одной стороны, все прекрасно понимают, что Россия - страна великой культуры. Может быть, это одно из немногих определений моей страны, которое принимается всеми. А, с другой, новости культуры, как были на периферии информационного поля, так и остаются.

В теорию заговора (ах, до чего же мы любим эти теории), мол, все только и думают, как бы получше "оглупить" народ, - я не верю. Я думаю, что нами тут руководит сила привычки, сила инерции. Мы всерьез не понимаем, что новости культуры - это очень интересно. И важно.

Эти новости - свои. То есть имеют отношение к каждому человеку. Многие международные, как и экономические новости - важны, но они чужие. То есть мы можем их обсуждать, даже спорить по их поводу - пожалуйста, но на нашу жизнь они часто влияют очень опосредованно. А мы на них повлиять не можем вовсе.

А вы можете вообще себе представить, как изменилась бы картина мира для нас, если бы в программах новостей больше говорили про новости культуры? Если бы присуждению премий писателям, новым спектаклям и фильмам уделяли бы хотя бы половину того времени, что уделяется событиям в Египте или Сирии? Если бы на всяких ток-шоу хотя бы не меньше говорили о проблемах культуры, нежели о проблемах политики? Ведь тот мир, в котором мы живем, во многом виртуальный, созданный телевидением...

Неужели об этом можно только мечтать?

Образ жизни