По сути, он может стать основой системы лекарственного страхования всех граждан страны. О необходимости подобной системы политики, ученые, врачи-практики говорят все последние годы, поскольку она значительно повышает доступность лекарств для населения. Ведь бесплатными лекарствами сегодня обеспечены только все пациенты стационаров, а в амбулаторном звене их получают лишь льготные категории - около 11 млн человек. На их обеспечение федеральный бюджет в 2011 году потратил более 92 млрд руб., бюджеты регионов - еще около 25 млрд. Всем остальным приходится приобретать препараты за свой счет. И если речь идет о постоянном приеме при хронических заболеваниях, это могут позволить себе далеко не все россияне. Понимая это, они часто и не обращаются к врачам. В результате болезнь переходит в хроническую, а порой и в тяжелую форму, которую лечить либо еще дороже, либо уже поздно
Лекарственное страхование способно решить эти проблемы, а если бесплатными или льготными станут лишь препараты, выписанные врачом, граждане страны будут чаще обращаться к ним, и эффективность здравоохранения значительно повысится. Подобные системы существуют во всех развитых странах. Они различны как по уровню возмещения, так и по спискам препаратов, на которые оно распространено. Какие-то лекарства предоставляются совсем бесплатно, другие - с большой скидкой или с минимальным соплатежом. Стратегия предполагает, что система обеспечения льготными лекарствами может быть распространена на все население, хотя и на разных условиях.
- Если говорить о доступности лекарств, предусмотренной стратегией, то это амбулаторная помощь трем категориям граждан помимо тех, которые имеют льготы и сегодня, - разъяснила на одной из пресс-конференций министр здравоохранения Вероника Скворцова. - Это дети от 3 до 18 лет, взрослое работающее население, не имеющее льгот, и пенсионеры-нельготники. Детям и пожилым можно предоставить как минимум 50-процентное возмещение стоимости лекарств, а работающим взрослым - дифференцированный подход, в зависимости от группы здоровья и того, как они сами следят за ним.
Назвала министр и предполагаемый объем средств, которые можно было бы тратить на дополнительные льготы - около 120 млрд рублей в год. Оговорившись, правда, что это предварительные расчеты. В государственной программе "Развитие здравоохранения до 2020 года" предусмотрено увеличение средств на эти цели в 4 раза по сравнению с текущим годом - со 100 до 400 млрд руб. в год - при условии, что система лекарственного страхования будет создана. Новая система будет проверена в пилотных проектах на разных моделях в 4-6 регионах. Наиболее удачный вариант распространят по всей стране.
- Наша задача в ходе реализации пилотных проектов - нащупать такие механизмы, которые позволяют включить ответственное отношение к здоровью самого человека, регулярные визиты к врачу, поддержание здорового образа жизни, - пояснил заместитель министра здравоохранения Игорь Каграманян. - Под эти встречные обязательства соответственно будет определенное возмещение со стороны государства затрат на регулярное лекарственное обеспечение.
- Свои предложения по участию в пилотных проектах прислали 82 региона, - дополнил директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Сергей Разумов. Следующий год будет посвящен этой работе, а пилоты начнутся с 2014 года. Объем же существующих льгот никакой ревизии подвергаться не будет - все они сохранятся полностью.
Первоначальный вариант проекта стратегии обсуждался на нескольких площадках, в результате в него были внесены существенные изменения. В проекте проанализированы три возможные модели системы лекарственного страхования (возмещения), как плюсы, так и минусы каждой из них. Так, модель 50%-ного возмещения оплаты лекарств для всех (кроме тех льготных категорий, которые сегодня получают лекарства вообще бесплатно) наиболее простая и не требует посредников между медицинским учреждением и аптекой, но зато в ней отсутствуют механизмы сдерживания роста цен на лекарства и контроля их выписки. Во второй модели рассматривается 100-процентное возмещение цены отсечения. То есть если цена лекарства в аптеке не превышает референтную, одобренную государством, то больной не платит ничего. А если она чуть выше, то льготники все равно ничего не платят, а все остальные доплачивают лишь разницу. Наконец, третья модель предусматривает дифференциацию соплатежей - как по статусу пациента (работающее и неработающее население), так и по типу заболевания. Рассмотрены в проекте стратегии и варианты финансирования новой системы. Она может быть погружена в существующую систему обязательного медицинского страхования (ОМС), может быть введено отдельное лекарственное страхование, а также возможно создание накопительной страховой системы на основе месячного лимита возмещения затрат на лекарства. Какой в реальности будет система лекарственного страхования, окончательно решит правительство. Ясно одно - для здравоохранения, для каждого гражданина страны решение о ее создании будет событием огромной важности.