Исследование по навыкам чтения проводится раз в пять лет с 2001 года, а математические и естественнонаучные знания проверяют каждые 4 года, начиная с 1995-го.
В мониторинге PIRLS приняли участие более 300 тысяч четвероклассников из 49 стран мира. И надо сказать, Россия здесь представлена в лучшем свете. 4,5 тысячи российских школьников, 202 школы, 42 региона. Наш результат - 568 баллов, при среднем значении шкалы - 500. Мы на втором месте. Лидируют в чтении и понимании текстов школьники Гонконга, наравне с Россией - Финляндия, замыкают пятерку лидеров Сингапур и Северная Ирландия.
Правда, в прошлом исследовании, которое проводилось в 2006 году, Россия была абсолютным лидером среди 44 стран. Но эксперты не считают "сползание" на второе место качественным показателем. Важнее баллы. А по ним мы с 2006 года пусть не намного, но выросли: тогда российские школьники "начитали" на 564 балла.
Как проходит проверка знаний в PIRLS? Тест состоит из двух текстов - художественого и научно-популярного, к каждому из которых предлагается 12-16 заданий.В тот раз школьникам предложили рассказ о том, как враг превращается в друга "Пирог для врага" и текст об археологической находке "Загадка гигантского зуба". Российские школьники одинаково хорошо справились и с тем, и с другим.
По словам руководителя Центра оценки качества образования РАО,национального координатора России в международных образовательных исследованиях PIRLS и TIMSS 2011 Галины Ковалевой, с вопросами высокого и высшего уровня сложности, которые требуют не только простого вычитывания информации из текста, но и серьезной мыслительной обработки этой информации, справляютя 63% российских четвероклассников. Они читают, понимают и интерпретируют тексты длиной в 800-1000 слов.
От чего зависит успех школьника в PIRLS? Конечно, в первую очередь, от традиций семейного чтения. Исследование отслеживает и этот момент. Выяснилось, что наилучшие результаты показывают дети из семей, где родители сами любят читать и еще до школы читают вместе с детьми вслух. Еще один немаловажный фактор, за который в ответе уже школа - библиотека. В исследовании участвовали около 77% российских школьников, которые учатся в классах с собственной библиотекой. И средний балл этих ребят существенно выше, чем показатели школьников из классов без библиотеки.
В исследовании TIMSS у России тоже неплохие показатели. Ученики 4 классов по математике занимают 10 место (пятерка лидеров - Сингапур, Южная Корея, Гонконг, Тайвань и Япония), по естествознанию - пятое. Восьмиклассники в математике шестые, а в естественно-научных знаниях - седьмые.
Интересно, что в математике ученики 4 классов остались практически на том же уровне, что и участники исследования в 2007 году (542 и 544 балла). А вот с восьмиклассниками произошел качественный скачок. Если вчетыре года назад средний балл России здесь был всего 512, то в этот раз - 539. Наверняка среди участников были и те, кто 4 года назад учился в 4 классе и также решал тестовые задачки.
Хотя 539 баллов значительно выше среднего значения шкалы исследования, в сравнении со странами-лидерами выглядит бледновато. У замыкающей первую пятерку Японии - 570 баллов, у Южной Кореи, абсолютного лидера, - 613.
Но эксперты смотрят на динамику внутри страны и в целом довольны результатами.
- Один из самых серьезных факторов положительной динамики российских школьников - введение ЕГЭ, - уверена Галина Ковалева. - Школа стала ориентироваться на результаты, успех детей зависит от полученных знаний. Самый большой подъем мы отметили в заданиях по алгебре. Именно она - доминирующая часть государственной итоговой аттестации, что косвенно подтверждает влияние ЕГЭ.
Между тем, по мнению вице-президента РАО Виктора Болотова, во всем мире введение национальных экзаменов повышает качество образования, это не только российский случай, но мировая тенденция.
Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ:
- Самый важный результат в исследованиях - позитивная динамика. Итоги говорят об эффективности мер и изменений, которые произошли в области образования. Результаты не могут не радовать, они свидетельствуют о том, что система школьного образования соответствует международным стандартам.