Сам факт учреждения такой должности во Франции, как отмечают французские СМИ, показывает, что Париж намерен вернуться к линии весьма тесного экономического партнерства с нашей страной 60-х-начале 80-х годов. Этот контекст нынешней "российской" экономической политики Франции отчетливо дал понять г-н Шевенман. В своем выступлении перед СМИ и деловыми кругами в Москве Ж.-П. Шевенман особо подчеркнул, что проект Шарля де Голля и Жоржа Помпиду (середина 1960-х-начало 1970-х гг.) по созданию общеевропейского пространства с участием экс-СССР, ввиду международных финансово-экономических тенденций, становится все более актуальным. "Поэтому отдельными прорывами в ряде направлений двустороннего сотрудничества уже не обойтись. Мы рассматриваем Россию как близкого партнера и дорожим уникальными отношениями, в том числе экономическими, которые сложились между нашими государствами", - отметил он.
Жан-Пьер Шевенман пояснил, что французский капитал за последние годы серьезно усилил свое присутствие в России. Пятая Республика занимает пятую строку по объему иностранных капиталовложений в экономику РФ - это 12 млрд евро ежегодно, причем отраслевая география этих вложений в РФ расширяется (см. карту). Наиболее активно развивается двустороннее партнерство в транспортном секторе, автомобилестроении, авиакосмической отрасли, в военно-техническом секторе. Но российскому бизнесу, по мнению советника, "пора адекватно отвечать таким тенденциям. Необходимо добиться прихода серьезных российских инвесторов во Францию, и я буду этому всячески способствовать".
"Большие перспективы открывает сотрудничество в энергетическом секторе, в особенности в ядерной энергетике. Я бы не исключал в будущем сближения в этой сфере между французскими монополистами "Арева", "Электрисите де Франс" и российской компанией "Росатом", - отметил он. Г-н Шевенман заявил, что будет участвовать в торжественной церемонии начала строительства газопровода "Южный поток". Однако Франция не рассматривает Россию только в качестве "сырьевого гаранта" европейской экономики: это особо подчеркнул Жан-Пьер Шевенман. Но, по его словам, российский общеэкономической потенциал в должной мере пока еще не востребован в европейской экономике. Хотя более тесное экономическое партнерство между нашими странами поможет восполнить этот пробел и потому оно стратегически важно для всей Европы.
Относительно призыва Ж.-П. Шевенмана к приходу серьезных российских инвесторов во Францию отметим, что в других странах Западной Европы российские инвестиции имеют в основном офшорный характер, ввиду широких возможностей для офшорного бизнеса, например, не только в Великобритании и Голландии, но и в их зарубежных территориях. В отличие от этих и многих других стран Франция проводит наиболее жесткую политику в отношении офшоров. В частности, Париж категорически не допускает "офшоризации" своих отдаленных регионов (например, Корсики, Прованса) и многочисленных зарубежных территорий. В отличие от поощрения офшорного бизнеса во многих регионах Великобритании, Нидерландов, Португалии и в их зарубежных регионах. Поэтому французская сторона дает понять о своей заинтересованности не в спекулятивных, а в отраслевых и межотраслевых российских капиталовложениях во Франции. Последнее связано и с падением инвестиционной активности во Франции и еврозоне в целом с начала кризиса в зоне евро (с 2010 г.).
Касаясь расширения сфер партнерства Франции с РФ в экономике и внешнеэкономической политике, Жан-Пьер Шевенман разъяснил "РБГ", что Париж приветствует развитие экономических связей России с франкоязычными странами зоны африканского франка (регулируемого французским казначейством): "Не только Франция, но и другие франкоязычные страны, например африканские, проявляют растущий интерес к развитию экономических связей с Россией. Эти факторы обусловлены мировыми финансово-экономическими тенденциями, и мы поддерживаем растущую экономическую привлекательность России для "Франкофонии" (сообщество франкоязычных стран и территорий - преемник деголлевского Французского Союза. - Прим. ред.). Африка имеет существенный потенциал долгосрочного экономического роста, что представляет обоюдный интерес как для Франции, так и для России. Кроме того, практика экономического управления зарубежными территориями Франции и их развития может быть интересна России в контексте решения экономических задач в ряде отдаленных российских территорий".