Какой уровень образования у сегодняшних россиян? Если сравнить с советским периодом, то кто более образован?
Константин Лайкам: Доля населения, имеющего высшее образование, сейчас вдвое больше, чем в советское время. Втрое выросло количество студентов вузов. По формальному статусу наше население сейчас весьма образовано.
Действительно, почти четверть российского населения (15 лет и старше) имеют высшее образование, столько же - среднее профессиональное, начальное профессиональное - 18 процентов, среднее общее образование - 18 процентов. Не имеют основного общего образования 3,4 процента всех респондентов, причем в городе этот показатель составляет 2 процента, а в селе - 6 процентов. И в целом в городе уровень образования существенно выше. Например, высшее образование имеют более 27 процентов населения, в селе - вдвое меньше.
В гендерном аспекте ситуация не столь однозначна: среди мужчин высшее образование имеют 21 процента, а среди женщин - 26. Но зато среди не имеющих даже начального образования мужчин меньше, чем женщин.
Среди руководителей две трети имеют высшее образование, каждый пятый - среднее профессиональное и по 6 процентов - начальное профессиональное и среднее общее. Среди специалистов высшего уровня квалификации высшее образование имеют 85 процентов…
Получается, что специалисты более образованы, чем их руководители.
Константин Лайкам: Только некоторые - наиболее квалифицированные. И в этом я не вижу проблемы - задача руководителя в создании команды, в которой должны быть настоящие профессионалы. Кроме того, нередко (в малом бизнесе, например) практический и просто жизненный опыт руководителя важнее, чем наличие диплома. Среди остальных категорий специалистов доля имеющих высшее образование существенно ниже - от 6 до 38 процентов. Более того, каждый пятый работник не имеет даже начального профессионального образования.
А какой уровень профессионального образования сегодня предпочитают россияне?
Константин Лайкам: Трое из четырех выпускников обычных школ и почти 90 процентов учащихся гимназий собираются поступать в ВУЗы.
То есть мечта большинства - получить диплом о высшем образовании?
Константин Лайкам: Не просто большинства, а подавляющего большинства. Видимо, ценность образования для нынешней молодежи очевидна. Это не может не радовать. Но есть и оборотная сторона этой медали - полученная специальность и реально выполняемая работа далеко не всегда совпадают. Например, в формальном секторе экономики работа соответствует полученной специальности только в 43 процентах случаев, а в неформальном секторе соответствие еще меньше - 24 процента. А это не только потерянное время учебы (как правило, лучшие годы жизни) и неэффективно истраченные деньги, в том числе и бюджетные. Недостаточная (для выполняемой работы) квалификация - это низкая производительность, а значит- ниже зарплата и хуже условия труда, отсюда неудовлетворенность работой и уровнем жизни т.д.
Но главное - у людей есть желание учиться.
Константин Лайкам: У молодых - да, но с возрастом желание учиться быстро падает. Уже среди 20-24 летних две трети не учатся нигде.
Не удивлюсь, если окажется, что девочки больше любят учиться, чем мальчики.
Константин Лайкам: Результаты обследования это подтверждают. В вузах девочек на 13 процентов больше. Они гораздо чаще принимают участие в олимпиадах школьников. 8 процентов из них принимают участие в международных и всероссийских олимпиадах! Это на порядок больше, чем юношей. В лицеях также девочек учится значительно больше, чем мальчиков.
А насколько распространены у нас лицеи и спецшколы?
Константин Лайкам: Конечно, основная масса детей учится в обычных школах. Лишь 12 процентов учатся в лицеях или спецшколах с углубленным изучением какого-либо предмета (в городе - 14,5, в селе - всего 5,6 процента). Но вот что еще интересно: выпускники лицеев и спецшкол для сдачи ЕГЭ и поступления в вузы гораздо чаще проходят дополнительную, причем платную подготовку: занимаются с репетиторами, ходят на подготовительные отделения вузов. Удивительно также, что в сельской местности к ЕГЭ специально не готовятся всего 6 процентов старшеклассников, это вдвое меньше, чем в городе!
То есть в городе "шалопаев" в два раза больше, чем в селе. Чем дети занимаются в школе помимо основной программы?
Константин Лайкам: Каждый второй юноша занимается спортом. Среди девушек таких 22 процента, их приоритет - факультативы (50 процентов) и занятия с репетиторами (22 процента). У ребят после спорта эти занятия на втором месте (40 и 20 процентов). Музыкальные школы посещают всего 4 процента наших детей старше 14 лет. Ничем дополнительно не занимаются 6 процентов детей.
Не так уж и плохо. На закате социализма, когда все кружки и спортивные секции были абсолютно бесплатные, примерно две трети моих одноклассников в свободное время "гоняли собак".
Константин Лайкам: Времена меняются. Только 5 процентов школьников сказали, что у них в школе не используются компьютерные технологии. Думаю, что для нашей огромной страны, с большим количеством труднодоступных населенных пунктов и малокомплектных школ, это не плохо. В то же время, со слов наших респондентов, 10 процентов школ не имеют даже спортзала. Это, согласитесь, много.
Есть распространенное мнение, что чуть ли не все профессиональное образование сегодня платно.
Константин Лайкам: Процент бюджетников сильно различается в зависимости от уровня получаемого образования. Скажем, в системе начального профобразования бесплатно учатся 92 процента. В системе среднего профобразования таких 71 процент. В вузах - почти 41 процент.
Эти цифры не радуют. 60 процентов студентов вузов получают высшее образование за деньги!
Константин Лайкам: Масштабы платного высшего образования в нашей стране за последние двадцать лет действительно увеличились на порядок. Да и качество этого образования вызывает серьезные нарекания. Но при этом нельзя не отметить, что государство за этот период не только не сократило бесплатный прием в ВУЗы, но даже увеличило его.
А кто сегодня оплачивает обучение, если оно платное?
Константин Лайкам: 90 процентов респондентов ответили, что учеба оплачивается за счет средств домохозяйств, т.е., по сути, родителями. При этом 9 процентов сказали, что взяли кредит. Чуть более 6 процентов указали, что учатся за счет спонсоров. И только 0,6 процента учатся за счет предприятий и организаций по месту работы.
Это мы говорим об основном профессиональном образовании?
Константин Лайкам: Да. Если говорить о дополнительном профобразовании, то здесь расклад принципиально иной. 46 процентов обучающихся респондентов сообщили, что их учебу оплачивают работодатели, 28 процентов тратят за него собственные средства, за каждого четвертого студента платят родители. Безработные прежде всего (41 процент) указывают на средства государственной службы занятости.
Насколько у нас популярно дополнительное образование?
Константин Лайкам: В момент опроса такое образование получали 3 процента респондентов. Кроме того, 5 процентов ищут такую возможность. А каждый десятый хотел бы получить дополнительное образование, но не видит для себя такой возможности
Какие формы дополнительного образования наиболее распространены?
Константин Лайкам: Самые распространенные виды - курсы повышения квалификации (44 процента) и профессиональные курсы и тренинги (30 процентов). Далее идут всевозможные любительские курсы (в том числе водительские) - 20 процентов, конференции, семинары и курсы иностранных языков - по 10 процентов.
Какую форму обучения предпочитают сегодняшние студенты? Есть такое наблюдение: на 3-4 курсе ребята с дневного уходят на вечернее или заочное отделение, чтобы к концу учебы получить опыт работы и быть более востребованными на рынке труда.
Константин Лайкам: Возможно. До 19 лет более 90 процентов молодых людей предпочитают очную форму обучения, а в 20-24 года таких остается только около 56 процентов. Три четверти среди тех, кто работает и учится, отдают предпочтение заочной форме обучения, 12 процентов - вечерней и почти 13 процентов работают и учится на дневном отделении.
Вы еще интересовались, чем у нас люди занимаются в свободное от работы и учебы время. И чем же?
Константин Лайкам: Наиболее активна молодежь: почти 90 процентов старшеклассников проводят время в общении с друзьями, 70 процентов - в "общении" с компьютером, 38 процентов - у телевизора. 26 процентов занимаются спортом.
Мы обратили внимание на то, что учащаяся молодежь чем-то постоянно занята в свободное время (спорт, туризм, хобби). Из них только 1,6 процента не смогли сказать, чему посвящают досуг. В то же время более половины "не учащейся" молодежи не смогли объяснить, чем они заняты в свободное время.
В целом для населения самый популярный вид досуга - поход в рестораны, кафе, бары - почти 40 процентов, почти треть посещали религиозные учреждения, 19 процентов - спортивные мероприятия.
Что Вы можете сказать по поводу утверждений о том, что россияне потеряли интерес к культуре?
Константин Лайкам: 31 процент опрошенных отметили, что за последние 12 месяцев посетили кинотеатр, 24 процента - концерты, 15 - театры и 12 - художественные выставки или музеи. Каждый пятый посетил какое-либо спортивное мероприятие. Гендерные различия в интересах и здесь очевидны: если кинотеатры мужчины и женщины посещают одинаково, то на концерты женщины ходят в 1,5 раза чаще, а в театры, на художественные выставки, в музеи - почти вдвое чаще. Мужчины опережают женщин в интересе к спортивным мероприятиям и ходят на них вдвое чаще.
Сколько из нас занимаются активными видами отдыха?
Константин Лайкам: Им привержена половина россиян. Каждый восьмой посещает спортивную секцию, каждый десятый - фитнес, занимались водными видами спорта 18 процентов, туризмом - 16, играми на воздухе - 27 процентов.
Ну а как насчет экскурсий?
Константин Лайкам: Экскурсионную или туристическую поездку за последний год совершили лишь 19 процентов россиян. Возможно, вы удивитесь, но более половины респондентов вообще ни разу не совершали таких поездок. Из них 45 процентов отметили, что не могут их себе позволить из-за нехватки средств, 5- по состоянию здоровья, 13- по семейным обстоятельствам. 14 процентов вообще не имеют интереса к таким поездкам. 17 процентов предпочитают отдыхать на даче, у родственников и знакомых.
А что стало известно об уровне гражданской активности россиян?
Константин Лайкам: Судите сами: о своем членстве в каких-либо общественных, добровольных или благотворительных организациях указали лишь 2,3 процента опрошенных.