11.12.2012 00:30
Экономика

Александр Бречалов: Малый бизнес вернулся к "конвертным" зарплатам

Как перевернуть мир малого бизнеса
Текст:  Елена Шмелева
Российская Бизнес-газета - : №47 (876)
Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" возглавил Александр Бречалов, сменив на этом посту Сергея Борисова. Что изменится в работе организации? Какие новые формы защиты прав предпринимателей появятся? Сменятся ли приоритеты в работе организации с малым и средним бизнесом? Об этом новый президент "ОПОРЫ" рассказал в эксклюзивном интервью "РБГ".
Читать на сайте RG.RU

Александр Владимирович, расскажите о первоочередных задачах, которые вы ставите перед собой в качестве президента "ОПОРЫ России". В каком направлении будет развиваться организация?

Александр Бречалов: Одна из приоритетных задач - это поддержание высокого ритма работы исполнительной дирекции и актива "ОПОРЫ России" в вопросах защиты прав предпринимателей. Несмотря на то что за последние два-три года действительно пресс на предпринимателей в виде несанкционированных проверок, претензий правоохранительных и других контролирующих органов заметно ослаб, все равно вопрос защиты предпринимателей стоит очень остро. Здесь "ОПОРА России" достигла серьезных и значимых результатов. У нас выстроены конструктивные рабочие отношения, в частности, с прокуратурой РФ и прошедшая недавно рабочая встреча с Генеральным прокурором России Юрием Чайкой и его первым заместителем Александром Буксманом - подтверждение тому. Этот темп, этот ритм нужно поддерживать на прежнем очень качественном для предпринимателей уровне.

Кроме того, безусловно, "ОПОРА России" завтрашнего дня - это эффективная платформа для развития предпринимательства и развития самих предпринимателей. Не только защита их прав, но и помощь в ведении бизнеса. В этом направлении у "ОПОРЫ" есть накопленный опыт и огромный потенциал, который необходимо сегодня активно реализовывать.

В структуре нашей организации уже действуют некоторые специализированные компании-спутники, созданные в первую очередь для развития различных сфер предпринимательской деятельности. Это "ОПОРА-Интернейшнл" - организация, создавшая технологии и интерфейс взаимодействия между российскими предпринимателями и зарубежными партнерами. Еще один проект - "ОПОРА-Кредит" - оператор ежегодного всероссийского конкурса "Бизнес-успех". Под эгидой компании проводится специальное исследование "Муниципальная власть и малый бизнес", выстраивается рейтинг муниципалитетов по уровню развития МСП. Обратившись на ресурс "ОПОРЫ-Кредит", предприниматель найдет исчерпывающую информацию о мерах государственной поддержки, а также о получении выгодных условий по кредиту.

13 процентов предпринимателей МСП признают, что их компании практикуют неформальные выплаты чиновникам

Проект "ОПОРА-Созидание" создан для содействия социально ответственному предпринимательству, распространения лучших практик и моделей корпоративной благотворительной и социально-направленной деятельности. Проект "ОПОРА-Здоровье" направлен на развитие индустрии здорового образа жизни, медицинских технологий и социального предпринимательства. Совсем скоро начнется реализация проекта "ОПОРА-Старт". Главной его целью станет развитие предпринимательства от самого начала - регистрации, получения финансирования до решения других системных вопросов.

Говоря о наших приоритетах, хочу подчеркнуть, что самый серьезный акцент будет сделан на молодежь. Предприниматели среднего и более старшего возраста уже сформированы как личности и обладают своей системой координат. В этом смысле молодежь, начиная от школьников и студентов, является очень благодарной публикой, на которую можно воздействовать и привить им новые стандарты, ориентиры, а также культуру предпринимательства. И буквально сейчас мы уже работаем над объединением всех конструктивных площадок и сил на платформе "ОПОРЫ России". У нас налажен хороший диалог с Росмолодежью, с "Молодой инновационной Россией", с другими организациями. В ближайшее время будут сформированы программы, реализацию которых "ОПОРА России" поддержит.

Насколько высок, по вашему мнению, статус малого и среднего предпринимателя в нашей стране?

Александр Бречалов: В принципе статус как таковой у предпринимательства есть, у малого бизнеса в том числе, по сравнению даже с десятью годами ранее. Восприятие гражданским обществом предпринимателей стало более целостным, качественным. Но, к сожалению, системной работы в направлении пропаганды и популяризации предпринимательства со стороны государства пока не видно.

За долгое время я могу вспомнить, пожалуй, две или три передачи на центральных каналах, и не факт, что в прайм-тайм, которые говорили о предпринимательстве.

Без центрального телевидения, без широкой пропаганды в СМИ, этот процесс будет, безусловно, двигаться, но двигаться в формате "сарафанного" радио, каких-то эпизодических всплесков в прессе, большей частью региональной. Поэтому я уверен, что успешные бизнес-истории не только в свете и в формате пропаганды интересны государству, но и центральным каналам их завернуть в продаваемый для рекламодателей продукт, безусловно, можно. И над этим "ОПОРА России" усиленно работает. Мы второй год проводим всероссийский конкурс "Бизнес-Успех". Утверждаю, что он уникальный, поскольку своей целью он имеет не просто вручение призов и наград. Главная задача - это определенный пиар, рекламный лифт для предпринимателей из малых сел, малых городов, из хуторов и помощь им в развитии. Все инструментарии и государства и наших партнеров мы, можно сказать, "прикручиваем" к нашим номинантам и участникам. За неполные два года почти 18 тысяч предпринимателей приняли участие в конкурсе.

Какие налоговые изменения необходимы для развития предпринимательства?

Александр Бречалов: Сейчас ситуация с налоговой системой и администрирование налогов существенно меняются в лучшую сторону. В том числе благодаря руководителю ФНС Михаилу Мишустину и его команде, а также нашему активному диалогу и с ФНС, и с минфином. Я бы не хотел сейчас останавливаться именно на этом вопросе. Для бизнеса всегда налоги большие, но будем объективны: по многим направлениям у нас существенно лучше ситуация, чем в ряде других стран, в том числе Евросоюза.

Единственный акцент, который бы я сделал: предприятиям, которые занимаются инновационными разработками, внедрением инноваций, производством, фермерством, сельским хозяйством и агрокомплексом, необходимы более тонкие настройки и более детальный подход. Например, фермерство от многих налогов на время старта - это минимум три года, нужно просто освобождать в связи с особенностями входа в ВТО. Наши фермеры и без того в сложном положении были, сейчас их положение может еще ухудшиться.

Как складываются отношения у "ОПОРЫ России" с бизнесом крупным?

Александр Бречалов: Здесь огромное поле для совместной деятельности, в частности нашей организации с Российским союзом промышленников и предпринимателей. Нам предстоит большая совместная работа. Свою функцию мы видим в создании постоянной площадки для диалога, чтобы крупный бизнес видел и слышал о возможностях малого. Причем не штучно. Прежде всего нам предстоит найти системные решения. Пока мы к этому относимся как к задаче завтрашнего дня. Будем показывать малый бизнес крупному. Замыкать все производство на себя для крупных предприятий - это уже вчерашний день. Что-то уже надо отдавать на аутсорсинг малым компаниям.

Одна из основных проблем малых предпринимателей - высокие страховые взносы. Игорь Шувалов на форуме "ОПОРЫ" говорил, что снижение ставок для малого бизнеса несправедливо по отношению к работникам крупных компаний. Согласны ли вы с его точкой зрения? Какой компромисс можно найти?

Александр Бречалов: "ОПОРА России" отстаивала и будет отстаивать свою позицию: размер страховых взносов несоизмерим с возможностями малых предпринимателей. У нас это не эмоциональная точка зрения, а точка зрения, основанная на опросах и реальном мнении предпринимателей. Самое печальное, что власти не видят или не хотят видеть, что в этой ситуации проигрывает только государство. Малый бизнес уже прошел путь "конвертных" зарплат, сейчас он опять вернулся на этот путь. Формат работы 90-х - начала 2000-х годов - это конверт и договоренность с проверяющими органами.

20 процентов производственных малых и средних компаний считают, что в их регионах административных барьеров не существует. Остальные полагают, что такие барьеры не слишком обременительны для бизнеса

Это важнейший вопрос, согласен с Игорем Шуваловым в том, что здесь нужно внимательно разбираться с ситуацией. Начинать нужно как можно быстрее, иначе о цивилизованном развитии малого бизнеса, в том числе о его прозрачности, говорить не придется.

Справедливо это по отношению к крупному бизнесу или нет? Я бы не хотел входить в плоскость крупного бизнеса, у них есть очень эффективная площадка и очень эффективный лидер. Это Российский союз промышленников и предпринимателей и Александр Шохин. Наверное, они имеют свою позицию по этому вопросу. Компромисс, конечно же, можно найти. В первую очередь надо исходить из формирования портрета малого бизнеса с его сегментацией по отраслям. И мы поймем, что для IT-компаний, для сельхозпроизводителей, безусловно, необходимо снижение страховых взносов. В целом такое снижение необходимо даже для сферы торговли и услуг, потому что существующая ставка неприемлема ни для какой сферы деятельности малых предприятий. Мы готовы к компромиссу. Спасибо властям, что они идут на диалог, и определенные уступки уже сделаны. Но мы считаем, что этого недостаточно, и будем работать дальше.

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства в последние годы постоянно росла, в этом году речь идет примерно о 20 млрд рублей. Этих средств достаточно? Насколько эффективна эта финансовая поддержка?

Александр Бречалов: Вопрос крайне сложный. Это не 20 миллиардов рублей, это гораздо больше. 20 миллиардов выделяет только Министерство экономического развития РФ через департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции, который возглавляет Наталья Ларионова. При этом деньги на малый бизнес заложены в Министерстве сельского хозяйства, Министерстве регионального развития, Минспорте и других ведомствах. Я сейчас не смогу оперировать общей суммой, но она точно больше 100-150 миллиардов рублей.

Вопрос эффективности не может быть отдельным. Он должен рассматриваться в аспекте эффективности управления регионами, эффективности управления муниципальными образованиями.

Если посмотреть статистику, то практически в любом субъекте Российской Федерации, за исключением лидеров, главы муниципальных образований в своем желании попросить деньги на реализацию тех или иных программ очень неактивны. На мой взгляд, программы муниципальных образований должны составлять основу программ субъектов.

В одном муниципалитете проходит федеральная трасса, там можно сделать придорожный сервис. В другом муниципалитете есть тысячи гектаров лиманов, это уже другой бизнес. Есть сегментация, есть понятие кластерность. Лучше всего разобраться, что нужно на территории, может только глава муниципалитета.

Эффективность лично я оцениваю на основе исследования "ОПОРЫ-Кредит" - "Муниципальная власть и малый бизнес". Так вот, эффективность этой работы очень низкая, крайне низкая. Можно сказать, в тех субъектах Федерации, где мы провели исследование, около 10% глав муниципалитетов действительно понимают, что им нужно развивать, и это понимание трансформируется в конкретные программы и в дальнейшем - в деньги на их реализацию.

Какие еще меры для поддержки малого бизнеса вы видите? Будете предлагать Министерству экономического развития новые подходы?

Александр Бречалов: Что касается увеличения цифр, я не вижу смысла это делать. Поскольку, по моей информации, не столь эффективно осваиваются те деньги, которые есть. Но меры мы, безусловно, будем предлагать, а также новые инструменты поддержки. И уже сейчас у нас в разработке есть много интересных идей. В том числе они касаются возможности прямого софинансирования деятельности особо активных муниципалитетов.

Президент поставил цель довести к 2020 году число граждан, занятых в малом и среднем бизнесе, до 50% от трудоспособного населения. Насколько реальна цель?

Александр Бречалов: Цель абсолютно реальная. Давайте возьмем Саткинский район Челябинской области, разберем ситуацию, почему там ежемесячно растет количество занятых в малом бизнесе, переложим этот опыт на федеральный уровень и по этой модели будем выстраивать систему муниципального управления на всей территории России.

Если говорить о текущем десятилетии, можно ли его сравнивать по активности предпринимательства, например, с 1990-ми годами?

Александр Бречалов: С девяностыми я бы не стал сравнивать, это некорректно. Активность предпринимательства в те годы была от безысходности. Люди из государственных учреждений оказывались на улице. Государство не играло никакой роли в развитии предпринимательства. Даже взаимоотношения государства и малого бизнеса отсутствовали как таковые. Как это ни печально, но активизация действий государства по отношению к малому бизнесу происходит с падением макроэкономических показателей развития экономики. Хорошо бы, чтобы в будущем подобная ситуация не повторялась.

Какие советы вы бы дали сегодня начинающему российскому предпринимателю?

Александр Бречалов: Я начинал бизнес в 1991 году, не имея практически никакой информации более или менее качественной для того, чтобы с определенной степенью готовности подойти к осуществлению задуманного. При этом мой первый проект, производство электрошоковых удочек, удался.

6 миллионов МСП в России обеспечивают занятость 17 миллионов человек. Но кадровый дефицит остается главной проблемой для малого и среднего бизнеса

Если бы в мое время существовало столько всего самого разного, включая самого разного уровня обучающих курсов и тренингов, то я бы с удовольствием потратил время на обучение. Речь не идет о высшем образовании или MBA, которое стоит денег, а об элементарном наборе, скажем, курсе предпринимательской грамотности о том, что такое бухгалтерия, какие организационно-правовые формы есть, об основах трудового законодательства, что такое договор, что такое обычаи делового оборота. Это то, что нужно за месяц у себя в голове "прокачать". При этом обращаю внимание, что в большей части регионов при администрациях субъектов Федерации есть соответствующие бесплатные курсы. Нужно начать с этого.

Если есть возможность, а "ОПОРА России" совместно с "Центром предпринимательства США - Россия" и другими организациями такую возможность дает, попробовать получить консультацию у ментора. Побывать, например, на Одинцовской кондитерской фабрике, неделю постажироваться, посмотреть, как строится бизнес. Я бы посоветовал осознанный первый шаг сделать именно в этом направлении. Получить знания об основах предпринимательства, как юридические, так и деловые, а также некий практикум от состоявшегося уже предпринимателя.

Существует мнение, что предпринимателей нужно переманивать из торговли в производство. Вы собираетесь это делать в рамках "ОПОРЫ России"?

Александр Бречалов: Ни в коем случае, никого никуда и ниоткуда переманивать нельзя. У нас есть территории, где, извиняюсь, один магазин на три тысячи человек. И там просто необходима торговля и необходимы цивилизованные услуги. Другой вопрос, создавать условия, и мы это должны делать, для того чтобы предприниматель шел в производство. Вот наша роль.

Желание заниматься производством у предпринимателей, может быть, и есть, но когда процентная ставка по кредитам для малого бизнеса равна 16-18% годовых, то понятно, что это очень большой риск.

Мы сформулируем свою позицию и будем предлагать государству субсидировать процентные ставки, тем самым мотивируя предпринимателей, в том числе и торговцев, идти в производство.

Основная задача - это создавать условия для того, чтобы человек понял, что производить не менее выгодно, чем продавать.

Актуальна ли проблема развития малого бизнеса в крупных городах или малое предпринимательство должно "прирастать" провинцией?

Александр Бречалов: Самая острая проблема в муниципальных образованиях, на территориях с населением меньше 120 тысяч человек. В некоторых населенных пунктах и вовсе складывается катастрофическая ситуация. Если нет градообразующего предприятия, если нет бизнеса, то вся территория живет фактически за счет государства, за счет бюджета. Это путь в никуда.

Крупные города не испытывали и не будут испытывать никаких проблем с присутствием малого бизнеса, он самостийно может развиваться. Другой вопрос, что есть крупные города, где при грамотном муниципальном управлении предприниматели могут переориентировать свой бизнес от торговли и услуг к производству. Но там я не вижу таких проблем, на которых необходимо заострять внимание.

1715 малых инновационных предприятий организованы при вузах

Повторюсь, развитие малых территорий - это, конечно, уже не просто вопрос экономики, это вопрос безопасности, вопрос социальный. Уверен, что для малых территорий необходима отдельная, эффективная программа поддержки предпринимательства. Не секрет, что идет катастрофическая миграция, старение населения на этих территориях. Молодые люди уезжают в центральные города. У нас, к сожалению, нет статистики, я думаю, она есть у государства, у органов власти о том, сколько у нас мертвых территорий, где никогда уже не вырастет жизнь.

Что вы собираетесь сделать как президент "ОПОРЫ России" для вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность?

Александр Бречалов: Во-первых, нужно провести так называемую инвентаризацию всех успешных практик работы с молодежью, которые уже в России есть. У нас есть пример реализации программы "Достижения молодых" в Татарстане. Программа выросла в реальные школьные кампании, в реальные движения, в реальные продукты, в достаточно большое количество девушек и юношей, которые ориентированы на предпринимательство уже в школе. Без сомнения, это прекрасный кейс.

Мы имеем широкое представительство в регионах и ведем конструктивный диалог со всеми политическими площадками. Значит, мы должны этот опыт транслировать. Это первое, что мы сделаем. Далее, конечно же, необходимо наладить обратную связь с молодежью. Как они видят предпринимательство в России? И работать с теми проблемными точками, с теми возражениями, которые у них имеются в головах. Мы можем себе напридумывать всего, чего угодно, нарисовать программы и просить под это деньги. Но если проблема молодежи кроется в другом, то, наверное, КПД наших действий будет очень низким.

Какие качества и условия позволяют человеку стать успешным бизнесменом?

Александр Бречалов: В первую очередь нужно говорить о личностных качествах. Условия условиям рознь. Иногда человеку лучше быть в более сложных условиях для достижения результата, чем когда он получает полный "фарш": Интернет, офисную мебель, переговорные комнаты, сейф, кухну-столовую, и все это за 10 тысяч рулей в месяц, как в коворкинг-центрах Измайлово и Нагатино. Вот позитивный пример. В данном случае акцент не на условиях, а на личностных качествах. Это должен быть, на мой взгляд, в основе своей позитивный человек с разумной долей обязательного прагматизма. Бизнес - это риск, ответственность, и без прагматизма на одних позитивных эмоциях далеко не уедешь. Этот человек должен быть голодный до знаний. Он должен очень четко ориентироваться в трендах. Мы часто слышим: "Меня вытесняют с рынка!" Начинаешь смотреть, кто вытесняет, а вытесняет такой же бизнесмен, который использует более совершенные технологии в производстве, маркетинге и прочем. То есть человек должен постоянно быть в трендах, нельзя успокаиваться ни на минуту, какого бы результата ты ни достиг. Вот, наверное, основные качества.

Вы очень серьезно, профессионально занимаетесь спортом. Большой бизнес формирует спортивный характер или занятия спортом способствуют покорению бизнес-вершин?

Александр Бречалов: И то и другое. Я знаю многих людей, которые уже покорили, например, Ironman - триатлон, который состоит из заплыва на 3,86 км, заезда на велосипеде на 180,25 км и марафона. Это экстремальный, я считаю, вид спорта. И он не просто для людей с особенной физической формой, а для людей с особенной психикой и позиционированием в жизни. Так вот, большая часть из них и успешные предприниматели, и состоявшиеся в каком-то смысле спортсмены. Наверное, одно другое дополняет, фундамент и того и другого - это личностные качества человека.

1,35 процента ВВП составляет объем затрат на научно-исследовательские и конструкторские работы в нашей стране, что в 25 раз меньше, чем в США

Предприниматель, в принципе, человек, который готов рисковать. И в следующем году я намерен пройти Ironman. Для меня это разумный риск, но это вызов очень серьезный. И здесь что в бизнесе, что в спорте основа одинаковая. Спорт ни в коем случае не отнимает время, а лишь подстегивает к решению бизнес-задач, а теперь, я уверен, и задач, которые стоят перед "ОПОРОЙ России".

Справка "РБГ"

Александр Владимирович Бречалов - выпускник Краснодарского высшего военного училища им. генерала армии Штеменко, Московской государственной юридической академии.

С 1994 по 1996 г. работал заместителем начальника службы режима Чкаловского гарнизона (авиационная дивизия особого назначения).

С 1996 по 1999 г. работал юрисконсультом в "ТВ-6 Москва".

С 1999 по 2001 г. - "Альфа Банк", старший юрисконсульт, ведущий специалист. С 2001 по 2003 г. - директор юридического департамента, заместитель председателя правления "Юниаструм Банка". Сейчас - президент ГК ВБО Консалтинг. Учредитель медиахолдинга "ОПОРА-Кредит".

Президент "ОПОРЫ России".

Я начинал бизнес в 1991 году, не имея практически никакой информации более или менее качественной для того, чтобы с определенной степенью готовности подойти к осуществлению задуманного. При этом мой первый проект, производство электрошоковых удочек, удался

самый серьезный акцент будет сделан на молодежь. Предприниматели среднего и старшего возраста уже обладают своей системой координат. Молодежь - благодарная публика, которой можно привить новые стандарты, ориентиры, культуру предпринимательства.

Малый бизнес