13.12.2012 00:40
Культура

Премия "Музыкальное сердце театра" назвала лучших в жанре мюзикла

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №287 (5960)
Национальная премия "Музыкальное сердце театра" на своей торжественной церемонии в зале московской "Новой оперы" назвала своих новых лауреатов. Лучшим спектаклем жюри сочло "Леньку Пантелеева" в петербургском ТЮЗе имени Брянцева.
Читать на сайте RG.RU

Эту премию называют аналогом американской Tony - единственный театральный конкурс России, представляющий лучшие мюзиклы. В этом смысле его значение трудно переоценить: еще недавно как бы не существующий у нас жанр все-таки пробил себе дорогу на театральные подмостки и к сердцам зрителей, у него уже сложились в России и свои оригинальные школы и своя преданная аудитория. Только за последние два года и только в Москве появился добрый десяток мюзиклов - их играют в театрах музыкальных, драматических и антрепризных, а недавно возник и специализированный Театр мюзикла, и его основатель Михаил Швыдкой теперь удостоен премии "За вклад в развитие музыкального театра". "Музыкальное сердце театра" высоко ценит любую поддержку энтузиастов жанра. Специальные премии 2012 года получили телеканал "Москва-24" ("За поддержку") и Посольство США в Республике Беларусь ("За партнерство") - первый постоянно уделяет жанру заинтересованное внимание, второе оказало решающую помощь в осуществлении классического мюзикла Леонарда Бернстайна "Вестсайдская история" на сцене Белорусского академического музыкального театра. Этот спектакль, как и сценическая версия киномюзикла "В джазе только девушки", поставленный в Одесском театре музыкальной комедии российской командой во главе с режиссером Дмитрием Беловым, также награждены премиями.

Лучшим режиссером признан Борис Мильграм, постановщик "Алых парусов" в Пермском театре "Театр", в этом же спектакле - лучшая сценография (Виктор Шилькрот) и световое оформление (Евгений Виноградов). Лучшими продюсерами названы Владимир Тартаковский и Алексей Болотин ("Граф Орлов" в академическом театре "Московская оперетта"). Композитор Максим Дунаевский победил в номинации "Лучшая музыка" ("Алые паруса", поставленные в Свердловском академическом театре музыкальной комедии (Екатеринбург), Пермском театре "Театр" и Новосибирском "Глобусе" - все три спектакля были номинированы на премии "Музыкальное сердце театра"). Спектакль Свердловского театра награжден за лучшую оркестровку (Евгений Загот), а мюзикл "Алые паруса" в целом взял премию за лучшие тексты песен (Михаил Бартенев и Андрей Усачев). Петербургский "Ленька Пантелеев", кроме главной премии, удостоен также награды за лучшую пьесу (Константин Федоров).
Актерские премии достались Теоне Дольниковой и Екатерине Гусевой ("Граф Орлов", Московская оперетта), Ивану Ожогину ("Бал вампиров", Петербургский театр музыкальной комедии) и Юрию Веденееву ("Фанфан-Тюльпан", Московская оперетта). Специальной премией "Большой дуэт" отмечены исполнители главных ролей в мюзикле "Мата Хари: любовь и шпионаж" Лариса Долина и Дмитрий Харатьян. Лучшим дирижером признана Светлана Филиппович в мюзикле "Огниво" (Театриум на Серпуховке), лучшей работой художника по костюмам - "Граф Орлов" (Вячеслав Окунев). Премию за лучшее пластическое решение жюри решило не присуждать.

В отличие от своего ближайшего театрального собрата фестиваля "Золотая маска" премия "Музыкальное сердце театра" не имеет пока финансовых возможностей привозить номинированные спектакли в Москву, и это, увы, сильно затрудняет работу жюри, а публику лишает возможности "болеть" квалифицированно и объективно. Совершенно ясно, что не все члены жюри могут смотреть спектакли за пределами Москвы "вживую", довольствуясь видеозаписями, что тоже ставит театры в заведомо неравное положение. Да и работа жюри в этом случае состоит не столько в определении лучших работ, сколько в политкорректном распределении наград - что, согласитесь, не одно и то же.

По-видимому, нуждается в совершенствовании и система экспертного отбора номинантов: в предпочтениях премии не раз возникало ощущение, что она пользуется, так сказать, "вторым эшелоном" премьер, а свои лучшие достижения театры приберегают для "Золотой маски" - только этим можно объяснить отсутствие в числе номинантов прошлых лет наиболее значимых работ сезона, впоследствии увозивших целые коллекции "Золотых масок".

Наконец, вряд ли можно считать правомерным участие музыкальных и драматических театров в одних и тех же номинациях - слишком разнятся законы, по которым они существуют, и достоинства, которыми они обладают. Возможно, стоило бы их рассматривать отдельно - тогда, скажем, хорошие актеры молодежных или драматических трупп не были бы вынуждены соревноваться на музыкальном поприще с таким мастером оперетты и выдающимся вокалистом, как Юрий Веденеев, - здесь итоги состязания ясны еще до начала конкурса.

Но лиха беда начало: премия молода, а путь мюзикла на российских сценах только начинается.

Музыкальный театр