9 декабря закончился срок действия соглашения по РЛС, и в отсутствие новых договоренностей российское Минобороны было вынуждено приостановить эксплуатацию объекта. Москва передала в МИД Азербайджана соответствующую ноту, однако на позицию официального Баку это никак не повлияло. Компромиссы в решении финансовых споров, в частности, предложение на какое-то время сохранить прежнюю схему расчетов за станцию, и затем увеличить арендную плату до разумных пределов, там категорически отвергают. Не согласны наши партнеры и учесть дополнительную выплату в виде модернизации объекта. Главное требование азербайджанцев: Россия должна выкладывать за РЛС вместо нынешних семи - триста миллионов долларов в год. Идти в валютную кабалу наша страна не желает, поэтому от объекта в Габале, скорее всего, откажется. Правда, как утверждают эксперты, ставить на переговорах окончательный крест пока рано.
Надо иметь в виду, что эта станция, по сути, работает и в интересах ее официального собственника. Отслеживая все ракетные старты в радиусе 6 тысяч километров, российские военные, в том числе, обеспечивают безопасность страны пребывания. Не менее важно, что "Дарьял" обслуживают местные жители. Если оттуда уйдут наши офицеры, по меньшей мере, 600 граждан Азербайджана лишатся работы. В Баку это, конечно, понимают, но продолжают стоять на своем.
Что представляет из себя Габалинская РЛС, и какие последствия для России несет отказ от ее использования? Некогда самый закрытый объект нашей противоракетной системы расположен примерно в 200 километрах от Баку и совсем недалеко от иранской границы. Строго говоря, это не просто станция, а большой радиотехнический узел. Когда "Дарьял" только ставили на боевое дежурство, ее называли вершиной научной и производственной мысли. С тех пор технологии шагнули далеко вперед, но габалинская РЛС по-прежнему может ежесуточно выдавать информацию о 10 тысячах космических объектов. Кроме того, она позволяет отслеживать все запуски межконтинентальных баллистических и оперативно-тактических ракет вплоть до Индийского океана и Африки. Во время ирано-иракской войны именно отсюда наше руководство получало данные о полутора сотнях запусков ракет "Скад".
Еще год назад отказаться от такого всевидящего ока дня наших военных не представлялось возможным. Но с вводом в строй радиолокационной станции "Воронеж-ДМ" в Армавире, которая "видит" в 2,5 раза больше, чем "Дарьял" и займется полноценным боевым дежурством на южном стратегическом направлении уже в первом квартале 2013-го, потеря РЛС в Габале не выглядит столь уж фатальной.
- Мы построили в Армавире станцию предупреждения о ракетном нападении, которая прикроет южное ракетоопасное направление гораздо лучше, чем РЛС в Габале, - уверен бывший командующий армией ПРО Николай Родионов.
С ним полностью согласен экс-начальник Главного штаба РВСН Виктор Есин. По его словам, объект в Габале технически устарел и больше не представляет интереса для наземного эшелона нашей системы предупреждения о ракетном нападении. Поэтому в продлении сроков аренды "Дарьяла", да еще при 40-кратном увеличении платы за эту РЛС, нет никакой целесообразности.