Некоммерческая аренда предназначена, в первую очередь, для людей, которые имеют небольшой доход, но не попадают в категорию малоимущих, то есть не имеют право на социальную очередь. Но чтобы развивать некоммерческую аренду, нужны поправки в Жилищный и Гражданский кодексы - пока в законодательстве нет специального регулирования для таких видов аренды, при которых собственник помещения не имеет цели извлекать прибыль.
Законопроект предлагает ввести в Жилищный кодекс понятие наемного (арендного) многоквартирного дома. В таком здании все квартиры будут принадлежать одному собственнику. А тот сможет селить жильцов на основании договоров краткосрочного, некоммерческого или социального найма.
"Мы уходим от ситуации, когда у нас в одном доме и приватизированное жилье, и социальное, - говорит автор законопроекта глава комитета по ЖКХ Галина Хованская. - Все граждане будут заселяться по договору некоммерческого найма и это упростит многие вопросы управления домом". Квартиры в таком доме не могут продаваться или переходить в собственность жильцов.
Стандартный договор некоммерческого найма заключается на срок от трех до десяти лет, краткосрочный, для временного проживания, - на год и меньше. Чтобы снять квартиру в таком доме, человеку надо будет встать в очередь в муниципалитете. Пересдать квартиру в таком доме нельзя, а вот унаследовать право аренды возможно. Еще одно отличие от социального найма - при расторжении договора некоммерческой аренды по суду семью выселяют без предоставления другого жилого помещения.
Понадобились и изменения в тарифное законодательство, чтобы платежи за свет и тепло начислялись, как для физических лиц. Управлять арендным домом могли бы специальные некоммерческие организации, созданные муниципалитетами, крупными компаниями или в рамках государственно-частного партнерства.
Реализация долгосрочных проектов по строительству наемных домов потребует мер государственной и муниципальной поддержки. К ним авторы законопроекта относят частичное бюджетное финансирование затрат на строительство и процентов по строительному кредиту, бесплатное предоставление земельных участков и подключение к инфраструктуре, банк типовых проектов, освобождение от налога на землю и специальные режимы налогообложения. В качестве инвестора таких проектов могли бы выступать, например, закрытые паевые инвестиционные фонды, полагает президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева. Рефинансирование строительного кредита можно осуществлять через АИЖК с участием ВЭБа, добавляет она.
В Институте экономики города подсчитали, что если строительство доходного дома будет на 40% субсидироваться государством, то арендная плата за "двушку" площадью около 40 метров должна составить в среднем 8300 рублей. Если же государство вносит только косвенные инвестиции (например, выделяет землю), то арендная плата составит 13 с половиной тысяч рубля в месяц.
В целом же с 2013 по 2030 годы предполагается построить 76,3 млн. квадратных метров арендного жилья, или 1,8 млн. квартир по 42 квадрата. Если государство возьмет на себя финансирование 40% инвестзатрат на строительство домов и оплату процентов по стройкредитам, то за 27 лет бюджеты всех уровней потратят на создание арендного жилья 1,44 триллиона рублей, говорится в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
Приватизация заканчивается в 2013 году, и это один из стимулов развития некоммерческого найма, добавляет Елена Николаева: "Поэтому внесение закона в эту сессию-приоритет".