|
Видео: Александр Шансков |
Юрий Яковлевич, все мы знаем то, что прокуратура активно занимается такой острой проблемой, как жилье для ветеранов. Удалось ее решить?
Юрий Чайка: Во многом - да. Конечно, в этой сфере проблем еще хватает, но на самом деле сделано очень многое. На 1 октября 2011 года на учет нуждающихся в жилых помещениях встало 262 462 ветерана, из которых почти 210 тысяч обеспечили жильем. 26 900 снято с учета по различным основаниям, в числе нуждающихся продолжает находиться 25 700 ветеранов. То есть во многом сообща решили эту проблему, но и сейчас прокуратура продолжает активно этим заниматься, выступая в интересах ветеранов.
Очень много предложений по ужесточению законодательства связано с "пьяными" авариями. Как вы считаете, где разумная грань ужесточения, после которой уже бессмысленно ужесточать дальше? И что нам с этим делать? Как остановить это смертоубийство?
Юрий Чайка: Бесспорно, вы правы, что надо делать все разумно. Те огромные штрафы, о возможном введении которых говорят, я считаю, проблему не решат, потому что они просто не будут выплачиваться. Будет решение суда - выплатить 500 тысяч рублей. А кто и с чего будет платить эти полмиллиона?
То, что нужно ужесточать закон, это бесспорно, но главное, на мой взгляд, что здесь должно быть, - это неотвратимость наказания. Кроме того должна быть серьезная профилактика.
Только за последние 2 года на дорогах страны было выявлено 855 тысяч пьяных водителей. Мы сверили данные тех лиц, которые стоят на учете с диагнозом "алкоголизм" и "наркомания", с данными о наличии у них прав. Оказалось, что у нас целая армия водителей, которых и близко-то к рулю подпускать нельзя. По искам прокуроров судами приняты решения о лишении прав 42 тысяч алкоголиков и наркоманов! Что это такое? Где профилактика всех этих вещей?
На днях в Челябинске упал с моста и провалился под лед автобус из-за уснувшего водителя. Это элементарная безответственность руководителей, которые не соблюдают трудовой режим работы водителей. Вот кому надо ужесточить ответственность. Не в отношении конкретного водителя, а должностных лиц, которые отвечают за безопасность движения.
Кавказские свадьбы со стрельбой в Москве наделали много шума...
Юрий Чайка: Это проявление дикости, распущенности, уверенности в своей безнаказанности. Прикрытие подобных правонарушений традициями кавказских народов не имеет ничего общего с действительностью. Нет таких обычаев на Кавказе.
При этом молодые люди, очевидно, забывают, что применение гражданского оружия четко регламентировано законом. Однако, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. И она должна неизбежно наступать в каждом таком случае.
Участники инцидента, произошедшего 30 сентября 2012 года в центре Москвы, когда из свадебного кортежа были слышны звуки выстрелов, подвергнуты административному наказанию, в том числе в виде административного ареста и лишения права на хранение и ношение оружия.
Несмотря на то что эти выходки напрямую не связаны с национальной или религиозной принадлежностью, они имеют большой общественный резонанс и способны спровоцировать межэтническую напряженность.
Считаю, что органы власти регионов, откуда приезжают подобные хулиганы, должны адекватно реагировать на такие случаи и обеспечивать соответствующую оценку их действиям, не скрывая имен на родине. Может быть, тогда приезжие начнут вести себя так, чтобы родным не было за них стыдно.
По "болотному" делу звучат голоса, что обвинения чересчур жесткие.
Юрий Чайка: В ходе расследования установлено, что во время беспорядков на Болотной площади применялось насилие к сотрудникам правоохранительных органов, обеспечивавших безопасность людей во время проведения митинга. Во всех цивилизованных странах власть весьма жестко пресекает любые подобные проявления агрессии. Поэтому моя позиция была изначально жесткая. Виновные должны отвечать по всей строгости закона, причем если ими совершены уголовно-наказуемые деяния, то применение к ним мер административного воздействия считаю недопустимым. Наказывать надо в соответствии с Уголовным кодексом. Безусловно, следствию и оперативным службам необходимо принять все меры для установления организаторов незаконных действий, сбора доказательств их вины и привлечения к ответственности. Все эти действия, конечно, должны проводиться в строгом соответствии с законом.
Не секрет, что защита прав детей, в том числе и детей-сирот, стоит на особом контроле прокуроров. Насколько часто и от чего или от кого надо защищать наших детей?
Юрий Чайка: Состояние законности в сфере соблюдения прав детей, особенно сирот и оставшихся без попечения родителей, остается тревожным, что подтверждают и наши проверки. Как ни прискорбно, в нашей стране чаще всего права детей нарушаются органами, которые по закону должны их защищать. Это органы опеки и попечительства, органы, учреждения системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Все они во многих случаях оставляют без внимания факты семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми, их просьбы о помощи. Например, участковые врачи, воспитатели в детсаду или учителя в школе, которые знают о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, зачастую закрывают на это глаза. Такое равнодушие нередко приводит к совершению преступлений в отношении детей.
Органами опеки и попечительства зачастую несвоевременно выявляются дети, оставшиеся без попечения родителей, и принимаются меры к их устройству в семьи либо в сиротские учреждения. Ненадлежащим образом осуществляется защита их имущественных и в особенности жилищных прав. По-прежнему остро стоит проблема обеспечения детей-сирот внеочередным жильем. К середине года их было более 75 тысяч. За прошлый и этот год прокурорами в суды направлено свыше 25 тысяч исковых заявлений в защиту жилищных прав детей-сирот.
Большой резонанс в обществе вызывает принятие так называемых ювенальных законов, в частности по социальному патронату и т.д. Родители боятся, что органы опеки могут прийти в любую семью и по самому незначительному поводу изъять детей. Насколько прокуратура контролирует эти вопросы и деятельность самих органов опеки?
Юрий Чайка: Хотелось бы уточнить, что ювенальные технологии в настоящее время применяются только в судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних. При этом используется потенциал органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
По поводу социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства необходимо отметить, что в настоящее время обсуждается законопроект. Он направлен на совершенствование законодательства в части обеспечения эффективной организации работы органов опеки и попечительства по раннему выявлению семей с детьми, находящихся в кризисной ситуации, защите прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранению ребенку его семьи. Предполагается ввести новую форму индивидуальной профилактической работы с семьей - социальный патронат, который будет устанавливаться по заявлению родителей или иных законных представителей ребенка. Такая форма работы с семьей должна оказать помощь в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетнего.
Действующий сегодня закон допускает возможность вмешательства органов опеки и попечительства в семью в случае неблагополучной обстановки в ней, нарушения прав несовершеннолетних, жестокого обращения родителей с детьми. Отобрать ребенка из семьи можно только при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.
На словах все правильно и касается защиты детей, а как будет на самом деле? Не получится как в Европе, где по любому сигналу, в том числе и самих детей, их могут забрать из семьи, а потом уже разбираться?
Юрий Чайка: Я так не думаю. В России только по решению суда возможно лишить родительских прав и отобрать ребенка у родителей. В основном родительских прав лишаются алкоголики, наркоманы. Также при наличии угрозы жизни и здоровью ребенка органы опеки вправе изъять детей из неблагополучной семьи. Безусловно, надо исключить возможность отобрать детей у нормальных родителей по формальным основаниям. Прокуроры проверяют каждый такой случай. О том, что ребенка забрали из семьи, органы опеки обязаны немедленно сообщить прокурору, который проверяет законность таких действий. Кроме того, законом предусмотрено обязательное участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении вопроса о лишении либо ограничении прав родителей.
Как руководитель ведомства, отвечающего за соблюдение закона, вы лучше всех знаете ситуацию с преступностью в стране. Она стала лучше, хуже, не меняется?
Юрий Чайка: Судите сами. Например, в 2009 году уровень преступности снизился на 6,7 процента. Тогда было зарегистрировано 2 994 820 преступлений. В 2010 году количество зарегистрированных преступлений сократилось на 12,2 процента - 2 628 799 преступлений. За 2011 год снижение этого показателя составило 8,5 процента - 2 404 807 преступлений. За 9 месяцев 2012 года на территории России зарегистрировано 1 746 003 преступления, что на 5,6 процента меньше, чем за тот же период годом раньше.
Продолжение разговора с Генеральным прокурором Юрием Чайкой - о борьбе с коррупцией, вороватых чиновниках от ЖКХ, укрывательстве преступлений, работе с жалобами и многом другом читайте в завтрашнем номере "Российской газеты"
Особое внимание надзорного ведомства обращено на соблюдение прав всех тех граждан, которые в силу объективных обстоятельств, например, нетрудоспособности, не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав. По словам Юрия Чайки, в этой связи под особым вниманием прокуроров - охрана интересов пенсионеров, ветеранов, инвалидов, детей-сирот и других слабозащищенных категорий населения. Например, только в Санкт-Петербурге прокурорами заявлено 600 таких исков, подавляющее большинство из них судом уже удовлетворены.
Что касается защиты прав ветеранов, то на 1 октября 2011 года на учет нуждающихся в жилых помещениях встало 262 462 ветерана, из которых почти 210 тысяч обеспечили жильем. 26 900 снято с учета по различным основаниям. В числе нуждающихся находятся 25 700 ветеранов. Сейчас прокуратура продолжает активно заниматься защитой прав ветеранов, выступая в их интересах.
По данным прокуратуры, уровень регистрируемых преступлений в целом по стране в последние годы имеет устойчивую тенденцию к снижению. За девять месяцев 2012 года зарегистрировано 1746 тысяч преступлений, что на 5,6 процента меньше, чем годом раньше.
Только за полгода в 2012-м выявлено 34 тысячи коррупционных преступлений - на 20 процентов больше, чем год назад.
Постоянно растет число обращений граждан в прокуратуру в связи с нарушениями их прав. В прошлом году к прокурорам обратились два с половиной миллиона граждан, в нынешнем году их, по данным надзорного ведомства, будет значительно больше.
В нынешнем году прокуратура провела массовую проверку в сфере ЖКХ. Уже зафиксировано более 164 тысяч нарушений закона, 31 тысяча чиновников привлечена к дисциплинарной ответственности.
Объявлено свыше 14 тысяч предупреждений, возбуждено 470 уголовных дел. В суды направлено 24 тысячи исков в защиту нарушенных прав граждан.
Отчасти мерами прокурорского реагирования удается выявить и поставить на учет преступления, сокрытые по разным причинам органами следствия и дознания.
Об этом говорят многочисленные нарушения, выявляемые прокурорами при регистрации и учете сообщений и заявлений о преступлениях.
Например, в 2011 году прокурорами установлено 2 921 344 нарушения законности при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. Выявлено и поставлено на учет 138 696 уголовно наказуемых деяний, ранее неправомерно неучтенных органами предварительного расследования. Среди них тяжкие и особо тяжкие преступления - 294 убийства, 2118 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, в том числе 99 - со смертельным исходом.