13.12.2012 00:40
Экономика

Железнодорожники Белоруссия и России отметили общие праздники

У железнодорожников Беларуси и России общие будни и общие праздники
Текст:  Владимир Бибиков (bibikov@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №46 (578)
Две знаменательные даты отмечают в этом году железнодорожники Союзного государства: 175-летие пуска первой в России магистрали протяженностью 21,5 версты, связавшей Санкт-Петербург с Царским Селом, и 150-летие начала регулярного движения по железной дороге Санкт-Петербург - Варшава, которая первой прошла по территории современной Беларуси на участке Поречье - Гродно протяженностью 32 километра
Читать на сайте RG.RU

Вскоре еще одна железная дорога, Риго-Орловская, прошла через белорусский губернский город Витебск. А затем и Минск благодаря магистрали Москва - Брест в 1871 году оказался связан надежным транспортным сообщением с центральными областями России. За несколько десятилетий все крупные населенные пункты Белоруссии были объединены железнодорожными магистралями.

Уже к 1875 году Минская губерния получила выгодное сообщение с рынками России. В белорусскую глубинку стали поступать ситцы, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, чай, железные, медные и чугунные изделия, соль, табак, сахар. Простой люд получил уникальную возможность за небольшие деньги отправиться в столицу и другие промышленные центры на заработки. За первый же год работы железной дороги, связавшей Москву, Минск и Брест, она перевезла без малого миллион пассажиров и миллионы пудов различных грузов.

Железная дорога дала мощнейший импульс и другим сторонам жизни. Какой город Беларуси ни возьми, вокзал и иные станционные постройки в нем являются стандартом высокого вкуса. В Витебске старинное здание вокзала не только сохранили, но и недавно оснастили при реконструкции панорамными лифтами. По-европейски красив современный железнодорожный вокзал в Минске. А Барановичи и Молодечно вовсе обязаны дороге своим развитием. В Барановичах, к слову, зародился новый для Российской империи род войск - железнодорожный. Рядом со стальными рельсами бежали и телеграфные провода - так в Белоруссию пришла связь. Образование, особенно техническое, связано с появлением первых железнодорожных школ и училищ. Имела "чыгунка" и свои лечебные учреждения, здесь впервые стала применяться система социального страхования и появились пенсионные кассы. О тех временах напоминают старинные паровозы и вагоны, любовно восстановленные железнодорожниками и представленные в музеях Барановичей и Бреста.

И сегодня Белорусская железная дорога влияет на жизнь каждого жителя и предприятия страны. Новые инвестиционные проекты, такие как современные скоростные пассажирские поезда и мощные грузовые локомотивы, вагоностроительные заводы превратили БЖД в мощный транспортный комплекс с большим техническим и интеллектуальным потенциалом. О чем говорит и поздравительное послание, с которым обратился к 80-тысячному коллективу Белорусской железной дороги по случаю ее 150-летия Президент Беларуси Александр Лукашенко. Растет и международный авторитет БЖД, подчеркнул ее начальник Владимир Морозов. Через страну проходят два важнейших транзитных транспортных коридора - из Западной Европы на Москву и далее на Восток и из Скандинавии на Балканы. По первому планируется организация скоростного движения. Второй предстоит в короткие сроки электрифицировать. Новый импульс железнодорожному движению придало создание Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. За несколько лет перевозки грузов по стальным магистралям трех стран возросли более чем на треть.

Досье "СОЮЗа"

В 1863 году на белорусском участке Санкт-Петербургской железной дороги эксплуатировалось 36 пассажирских и 700 товарных вагонов. Протяженность железных дорог в Беларуси превышает 5500 километров. По ним перевозится примерно три четверти всех грузов и около половины пассажиров страны.

Железные дороги