Обозреватель "РГ" Евгений Шестаков.
Москва могла бы рассмотреть вопрос о предоставлении Асаду убежища. Но только в том случае, если президент Сирии сам попросит об этом. Однако тот наотрез отказался покидать страну. С просьбами об убежище Асад не обращался ни к России, ни к Белоруссии, ни к Казахстану. На прошлой неделе власти Эквадора сообщили, что также рассмотрят просьбу Асада об убежище при наличии соответствующего заявления. Но его нет.
В принципе, если президент Сирии через свое окружение даст сигнал о готовности уйти в отставку в обмен на гарантии безопасности, безусловно, появятся страны, которые согласятся его принять. Причем даже в лагере тех, кто поддерживает сирийскую оппозицию. Это объяснимо: с точки зрения Вашингтона, присутствие Асада мешает его противникам захватить власть. На Западе опасаются, что в будущем неконтролируемое падение сирийского режима приведет к захвату складов с оружием массового поражения боевиками "Аль-Каиды". По мнению экспертов, избежать этого мрачного сценария можно только в том случае, если объединенная сирийская оппозиция по договоренности с Асадом и при участии натовских военных возьмет под контроль опасные объекты.
Но этот сценарий трудно реализовать. Причин несколько. Во-первых, по данным западных спецслужб, значительную часть руководства вооруженными силами оппозиционеров составляют представители радикальных исламистских группировок, в том числе связанных с "Аль-Каидой". Помешать им после падения режима Асада захватить склады с химическим оружием чрезвычайно сложно. Во-вторых, оппозиционеры, признанные США легитимными представителями сирийского народа, в своих уставных документах заявили об отказе от любых контактов с официальным Дамаском до полного изгнания режима и разрушения его институтов. А значит, гарантий безопасности Асаду оппозиция не даст.
В Вашингтоне ищут выход из сложившегося политического тупика. Задача, стоящая перед Западом, заключается не столько в том, чтобы свергнуть Асада, сколько в том, чтобы не допустить попадания сирийских арсеналов химического оружия в руки террористических организаций. В Пентагоне внимательно следят за перемещением этого оружия, и, как стало известно "РГ", активно используют российский канал связи с сирийским руководством для прояснения вопросов, связанных с его хранением и возможным использованием. Официальный Дамаск несколько раз подтверждал, что не использует химические арсеналы против сирийской оппозиции. Однако в случае драматического развития событий сторонники действующего главы государства могут самостоятельно принять решения о применении химических боеприпасов без санкции вышестоящих инстанций.
В Госдепартаменте США считают наилучшим выходом добровольный уход Асада в отставку с одновременным созданием в Сирии переходного правительства. В него войдут представители всех оппозиционных сил (а не только тех, кто сегодня воюет против президента). Причем нельзя исключать, что США при таком сценарии обеспечат воздушный коридор для безопасной эвакуации Асада и его ближайшего окружения из Дамаска. Вопрос заключается лишь в том, кто уговорит сирийского президента покинуть страну. И какое государство примет Асада, обеспечив ему безопасность и иммунитет от международного судебного преследования в дальнейшем. Россия на все уговоры американцев "забрать" Асада ответила отказом. По мнению Москвы, уговаривать сирийского лидера уйти и обещать ему гарантии должны страны, от которых исходит угроза.
Но добровольно покидать пост Асад не собирается. Эксперты говорят о том, что, несмотря на активное накачивание оппозиции оружием, режим может продержаться еще долго. Наибольшую угрозу для сирийского президента представляет провокация его противников с использованием химических боеприпасов. Она может произойти уже в январе будущего года. Сирийские военные несколько раз предупреждали мировое сообщество, что в руки повстанцев попали несколько заводов, производивших компоненты химического оружия. В том случае, если оппозиция убедит Запад в том, что сирийская армия первой применила оружие массового поражения, дни Асада будут сочтены. Вторжение сил НАТО в Сирию станет неизбежным. Тогда, по оценкам экспертов, сирийский режим не продержится и нескольких недель.
Кто предоставит убежище сирийскому президенту, если тот добровольно уйдет? Перечень государств, которые теоретически могут гарантировать Асаду безопасность, невелик. Вряд ли сирийский лидер поверит обещаниям арабских стран. Или гарантиям, исходящим от его злейших врагов - монархий Персидского залива. Трудно представить, что президент Сирии согласится на убежище в азиатской стране. Практически исключено убежище в Европе, которая активно поддержала сирийскую оппозицию. При определенных обстоятельствах Асад может "осесть" в одной из стран постсоветского пространства. Возможно, его согласятся принять несколько латиноамериканских государств. Но все же наиболее естественным в нынешней ситуации выглядит предоставление убежища Асаду властями Ирана.
Однако вероятность того, что сирийский лидер, даже находясь в отчаянном положении, покинет охваченную гражданской войной страну, невелика. Асад понимает, что его уход не остановит кровопролитные столкновения между различными религиозными группировками. События "арабской весны" показали, какая незавидная судьба ждет свергнутых лидеров и приближенных к ним людей. Загнанный в угол, президент Сирии будет сопротивляться до конца. В одном из интервью он заявил о желании умереть на родине. В Москве убеждены: Асад добровольно не уйдет. По данным "РГ", для такой уверенности у России есть серьезные основания, полученные в ходе неформальных контактов с представителями официального Дамаска. Поэтому в Москве не первый раз отвергают предложение Госдепартамента США поговорить с Асадом, чтобы уговорить его уйти по-хорошему. И предлагают американскому внешнеполитическому ведомству поискать других "доверенных лиц" для столь щекотливой миссии.