Трагедия в начальной школе и детском садике "Сэнди Хук" в городе Ньютон, примерно в 100 километрах к северу от Нью-Йорка, разыгралась в 9.30 утра. Директор и еще пять учителей-женщин были убиты на месте. Еще одну жертву страшного преступления по имени Нэнси Ланза обнаружили мертвой чуть позже в доме неподалеку. Как установила полиция, именно ее сын - 20-летний Адам Ланза, застрелив свою мать, отправился в школу, где убил еще 26 человек.
Вооружившись полуавтоматической винтовкой "Бушмастер М-4", а также двумя пистолетами австрийского производства "Глок" и "Зиг Зауэр", на законных основаниях принадлежавших его матери, преступник ворвался в школу и выпустил больше сотни патронов, прежде чем застрелиться. Хотя детали драмы только начинают просачиваться в прессу, уже известно, что почти все дети были убиты в одном из учебных классов. С учетом того, что среди раненых оказался лишь один ребенок, следователи установили, злоумышленник хладнокровно и необычно жестоко расстреливал своих беззащитных жертв, выпустив во многих по 11 пуль.
Помимо полиции штата Коннектикут к расследованию трагичного "огнестрельного инцидента" подключилось ФБР.
Тем временем на одном из форумов появились скриншоты, которые якобы зафиксировали подозрительную переписку. Анонимный пользователь из штата Коннектикут признается: "Собираюсь покончить с собой в пятницу. Скоро на всех экранах страны. Следите за новостями с 9 утра". Сообщение, подлинность которого предстоит установить, может свидетельствовать о том, что Ланза спланировал бойню заранее.
Пока до конца неясно, что именно толкнуло его на чудовищное преступление. В школьные годы Адам отличался от других детей: "не чувствовал эмоциональной или физической боли", часто убегал из-за желания уединиться. Одноклассники его серьезно не обижали. По непроверенным данным, у Ланзы диагностировали синдром Аспергера, легкую форму аутизма, которая характеризуется плохой социализацией и вместе с тем высоким интеллектом. Однако связи между этим заболеванием и склонностью к насилию психологи никогда не фиксировали.
Отец убийцы Питер Ланза уже обратился к родным жертв: "Наша семья скорбит со всеми, кого затронула страшная трагедия. Нет слов, чтобы описать, как мы страдаем от горя. И тоже задаемся вопросом: "Почему?". Питер ушел из семьи в 2008 году. Местные СМИ выяснили: сейчас он занимает пост вице-президента в отделении компании General Electric.
На фоне четырехдневного траура в Америке вновь обострились дебаты о необходимости ужесточения законов, регулирующих оборот оружия в стране. "Наша страна проходила через эти трагедии слишком много раз", - заявил в специальном обращении к нации президент США Барак Обама, пояснив, что воспринял печальную новость не как глава государства, а как отец. Припомнив недавние расправы над ни в чем не повинными людьми в кинотеатрах, торговых центрах, храмах, школах, Обама, смахивая слезы, заявил, что намерен принять меры с тем, чтобы подобного не повторилось. В воскресенье президент США посетил "расстрелянный" городок Ньютон и встретился с родственниками погибших.
Еще будучи сенатором от штата Иллинойс, Барак Обама выступал за ужесточение контроля над оборотом оружия и возвращение запрета на штурмовые винтовки, принятого в 1994 году, но продержавшегося лишь 10 лет. Своей позицией будущий первый чернокожий президент США не только навлек на себя гнев производителей оружия и боеприпасов - индустрии с многомиллиардными прибылями, но стал объектом мощных атак со стороны лоббистов оружейников, в частности, влиятельной Национальной стрелковой ассоциации (НСА), которая объединяет больше миллиона обладателей оружия в США.
НСА вела мощную и дорогостоящую кампанию против переизбрания Обамы на второй срок, обвиняя его "в желании отобрать богом данное американцам право на ношение оружия". До последнего времени Обама не спешил менять статус-кво в отношении этого вопроса. Впрочем, в ходе недавних дебатов в рамках президентской кампании он все же заявил, что "оружие, которое было разработано для солдат и применяется на войне, не должно быть на наших улицах".
О проблеме беспорядочных массовых убийств в США корреспондент "РГ" побеседовал с Джеймсом Фоксом, одним из ведущих американских специалистов-криминологов, а также автором 16 книг, посвященных изучению феноменов массовых расстрелов в Америке.
Какова основная причина повторяющихся случаев стрельбы по беззащитным людям, которые происходят в США?
Джеймс Фокс: Я начал изучать феномен массовых расстрелов еще в начале 1980-х годов. Мы проанализировали большое количество таких инцидентов для выявления связей и закономерностей. Как выяснилось, на самом деле число массовых убийств с использованием огнестрельного оружия не увеличивалось в последние два десятилетия. Средний показатель такого рода преступлений в Америке находится на уровне 20 инцидентов в год. Конечно, не всегда количество жертв достигает двузначных чисел, и, хотя некоторые из этих преступлений могут быть связаны с душевными заболеваниями, большинство случаев стрельбы имеет другую первопричину.
В американском обществе существует определенное число людей, которые озлоблены на окружающий мир, полностью им разочарованы, считают свою жизнь разрушенной и не хотят больше жить. Эти люди испытывают недостаток эмоциональной поддержки со стороны семьи и друзей. И решают жестоко отомстить тем, кто, по их мнению, несет ответственность за их неудачи и не дает им шанса справиться с жизненными проблемами. Выбирая между суицидом и кровавой расправой, они, как правило, выбирают и то и другое.
Как влияет весьма условный контроль в США за оборотом оружия на общий итог подобных расправ?
Джеймс Фокс: Конечно, контроль за огнестрельным оружием имеет прямое отношение к делу. Но решит ли ужесточение правил покупки и хранения оружия проблему? Я поддерживаю идею ужесточения этих правил, но пример имевших место трагедий в Германии и Финляндии, где законы об оружии гораздо жестче, чем в США, говорит нам о том, что проблема гораздо более серьезна, чем это может показаться на первый взгляд. Дело не только в оружии.
Каким образом американские власти могут снизить риск такого рода преступлений?
Джеймс Фокс: Государство должно еще более ужесточить законы о продаже оружия. Однако гораздо больше могут сделать сами люди.
Хотя не существует способов достоверно выявить массовых убийц до того времени, как они начнут действовать, нужно всячески поддерживать и вдохновлять тех, кто по всем признакам разочаровался в жизни. Важно вернуть таким людям чувство уважения, предложить дружбу и понимание. Правда, сможем ли мы снизить таким образом число подобных страшных преступлений в США, остается вопросом.