19.12.2012 00:09
Культура

Иэн МакКеллен: Работы Толкиена помогают понять важность обычного человека

На российские экраны выходит фильм режиссера Питера Джексона "Хоббит: Нежданное путешествие"
Текст:  Оксана Нараленкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №292 (5965)
На экраны выходит фильм режиссера Питера Джексона "Хоббит: Нежданное путешествие".
Читать на сайте RG.RU

Это первая часть трилогии приключений Бильбо Бэггинса (Мартин Фриман), который отправляется вместе с 13 гномами в путешествие, чтобы сразиться с драконом и вернуть гномам их королевство. На пути Бильбо встречает волшебника Гэндальфа (Иэн МакКеллен) и других героев Средиземья.

Накануне премьеры британский актер сэр Иэн МакКеллен рассказал о том, почему Толкиен так любил хоббитов, и чем Гэндальф Серый лучше Гэндальфа Белого.

Все полтора года съемок "Хоббита" вы были погружены в образ Гэндальфа. Сложно было потом становиться собой?

Иэн МакКеллен: Съемки фильма были очень интенсивными. Но от чего действительно сложно освободиться, даже после того, как уже снял костюм Гэндальфа и смыл грим, - это напряжение, которое давило на тебя во время съемок. Что-то было сегодня сложным или потрясающе прекрасным, чего-то так и не удалось достигнуть. Все, за что боролся в течение съемочного дня, должно остаться позади. Я думаю, что именно мою актерскую работу день за днем в эти полтора года съемок, - именно это я буду вспоминать еще долгое время, а не то, как затерялся в Средиземье.

Вы как-то сказали, что вам больше нравится играть Гэндальфа Серого, а не Гэндальфа Белого.

Иэн МакКеллен: Верно.

Что же в Сером воплощении волшебника такого привлекательного для вас и пользовались ли вы наработками Гэндальфа, когда нянчили детей Мартина Фримана (у актера, исполнителя роли Бильбо Бэггинса, двое детей)?

Иэн МакКеллен: Ну, с детьми Мартина мне разрешили посидеть только однажды, это был очень приятный для меня вечер, но вообще-то, как правило, я детей не нянчу.

Гэндальф Белый во второй части "Властелина колец" целиком подчинен своей миссии. Такой серьезный. Он должен спасти мир, или, по крайней мере, помочь его спасти. В процессе этой спасательной операции он успевает поседеть и подстричь свою бороду. Да, и еще он не шутит. Вообще. У него просто нет на это времени. Однако потом Бильбо Бэггинс возвращается домой, и ему больше не нужен Гэндальф Белый, ведь никому не надо за ним присматривать. Он дома. И вот теперь ему нужен Гэндальф Серый, потому что с Серым они могут спокойно покурить, выпить, подшутить друг над другом. Вместе они научились ценить общество друг друга и доверять друг другу. Так что, я люблю играть Гэндальфа Серого из корыстных соображений: он веселый, тут есть простор для актера.

Когда были опубликованы книги Толкиена, стали говорить о том, что мир Средиземья - это зеркало нашего мира. Вы что-то новое поняли про человечество из историй про хоббитов и волшебников?

Иэн МакКеллен: Знаете, я думаю, что взгляд Толкиена на мир в чем-то ограничен. Ну где же секс? Где женщины? Хотя вот во всех других аспектах это история про нас, про современный мир и людей.

Мне нравится, что Толкиен серьезно относится к пожилым людям, что он делает их значимыми, влиятельными, но в то же время он сосредоточен и на молодых героях.

Как мне кажется, каждого, кто прочитал книги или посмотрел фильмы, затронула идея Толкиена о том, что, хотя миром руководят очень властные люди, которые четко знают, как все должно быть, и их задача - защитить Средиземье, все эти властелины целиком и полностью зависят от маленьких людей. Не таких всесильных, но храбрых и отважных.;

И для человечества, прошедшего через две кровавые мировые войны, очень важно понять и признать: за то, что мы пока еще сохранили мир, мы должны ставить памятники не полководцам, а обычным пехотинцам. И работы Толкиена помогают нам это понять.

Как вам кажется, история о "Хоббите" заслуживает трилогии, как и "Властелин колец"?

Иэн МакКеллен: Все, кто считают, что режиссер Питер Джексон идет на поводу у моды на фэнтези, - ошибаются. Они просто не знают Питера и не понимают сути его работы. Если бы мы сняли один фильм о "Властелине колец", то все фанаты (я сейчас говорю, прежде всего, о восьми, девяти и десятилетних ребятах и девчонках) посмотрели бы его тысячу раз. Но мы им дали три фильма, которые они могут смотреть тысячу раз. И этого мало. Если вы со мной сейчас не согласны, то я готов вам посочувствовать, но тогда я бы с большим удовольствием поговорил с какой-нибудь девятилетней девочкой. Ведь миллионы детей не просто посмотрели трилогию "Властелин колец": они пересматривали эти фильмы каждый день, а то и по несколько раз в день. И это, уверен, не самое худшее для них занятие.

В фильме есть прекрасная сцена, где ваш герой говорит с леди Галадриэль о той доброте, которая каждый день рассеивает мрак в наших душах. Очень доверительный разговор. Как вам работалось с Кейт Бланшетт в этот момент?

Иэн МакКеллен: Это были невероятно прекрасные несколько дней. Мы появлялись вместе в финальной сцене "Властелина колец", но снимались мы в разные дни и тогда не встречались. Знаете, даже на тех вечеринках, на которых мы показывались и общались, нас все равно фотографировали порознь. И вот, наконец-то поработали вместе. Нам было что обсудить и помимо съемок, ведь Кейт сейчас активно задействована в постановках Национального австралийского театра в Сиднее, так что мы еще и о пьесах поговорили.

Признаюсь, мы очень хорошо сдружились. К счастью, рядом не было ее мужа. (Смеется). И потом, во время съемок нашей сцены был такой момент, когда Кейт проводит по моим волосам… просто мурашки по коже. Я в эту минуту был уверен, что это мои волосы Кейт так нежно гладит, а никакого не Гэндальфа. В этой сцене столько любви и, как мы с вами уже говорили, для Гэндальфа важно, чтобы все прочувствовали, насколько наш мир зависит от одного маленького отважного человека, который, скорее всего, никогда уже не вернется домой. И потом в фильме есть сцена, когда Мартин, в образе Бильбо, спрашивает меня: "Ты думаешь, я вернусь? Можешь мне это обещать?" А я отвечаю: "Нет". Не многие полководцы могут сказать своим солдатам правду, глядя им в глаза.

В истории про "Хоббита" вы играете "молодого" Гэндальфа. Как вы подходили к роли с этой точки зрения?

Иэн МакКеллен: Да, Гэндальф здесь моложе на 60 лет. Не знаю, что вам сказать. Я просто играл его таким же, разве нет? Думаю, когда будут готовы все три фильма истории про хоббита, то зрители станут смотреть нашу сагу в хронологическом порядке - сначала про "Хоббита", а потом про "Властелина колец".

Мировое кино