17.12.2012 14:30
Общество

Неэффективные вузы представят "дорожную карту" развития

Неэффективные вузы пишут программы развития
Текст:  Ирина Ивойлова
Начиная с 18 декабря, государственные вузы, которые признаны неэффективными и нуждающимися в оптимизации, должны предоставлять учредителям программы своего реформирования, рассчитанные на срок с 2013 до 2015 года. По требованию Минобрнауки, программа обязательно должна включать "дорожную карту" и планируемые результаты.
Читать на сайте RG.RU

В "дорожной карте" должны быть определены пять самых важный направлений, по которым будет оцениваться вуз - образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность и инфраструктура.

По каждому из пяти направлений вуз обязан предложить от трех до пяти мероприятий, которые должны, в конце концов, привести к повышению качества образования. В том числе, Минобрнауки предлагает вузу спрогнозировать средний балл ЕГЭ, с которым туда будут поступать студенты в 2013, 2014 и в 2015 годах.

Что касается негосударственных вузов, которые признаны неэффективными, то заставить их отчитываться и придумывать планы для улучшения качества образования Минобрнауки не вправе. Зато, по мнению директора Института развития образования ВШЭ Ирины Абанкиной, у них могут быть сокращены контрольные цифры приема. С прошлого года часть бюджетных мест получили негосударственные вузы. В том числе и те, которые сейчас оказались в списке неэффективных. Возможно, нынче при распределении контрольных цифр приема это будет учтено. Ирина Абанкина рассказала "РГ":

-  В прошлом году, когда бюджетные места распределялись по конкурсу, более 90 негосударственных вузов изъявили желание получить бюджетные места. В целом негосударственным вузам досталось около двух процентов мест. Больше всего, кстати, получил РосНОУ - около 500 мест. Этот вуз попал в число эффективных.

Перед проведением мониторинга был договоренность с негосударственными вузами - распределять бюджетные места тем, кто станет прозрачным вузом. Но проблема в том, что в бюджетных местах заинтересованы далеко не все негосударственные вузы. Как только они получают бюджетные места, стоимость платников в вузе должна быть такой же. Если на подготовку гуманитария государство дает сейчас 60 тысяч рублей, то столько же надо брать со студента, который учится на этой специальности на платном отделении. А в некоторых региональных вузах учеба на платном отделении стоит намного меньше. Есть даже вузы, где на обучение государство затрачивает всего 18 тысяч рублей. Получив госзаказ, частные вузы могут потерять платных студентов.

Перечень неэффективных вузов

Комментарий

Василий Страхов, проректор Рязанского госуниверситета им.Есенина, уверен, что его университет, который оказался в списке неэффективных и подлежащих оптимизации, скоро будет исключен из перечня "плохих".

- Мы уже подготовили и сдали программу развития. В частности, она предполагает, что средний балл ЕГЭ у нас вырастет за счет того, что мы введем уже в этом году нижние пороговые границы на бюджет и внебюджет. Прежде мы ориентировались на нормы, которые предлагал Рособрнадзор.

Из-за повышения нижней границы балла, конкурс абитуриентов может уменьшится, но средний балл вырастет. Проректор университета рассказал, что уже в 2014 году среди выпускников будет 3 процента иностранцев, и это тоже позволит улучшить показатели.

А вот норматив площади 11 метров на одного студента кажется Василию Страхову избыточным:

- Сейчас все говорят об эффективном использовании площадей, экономии электроэнергии, и 11 метров - слишком много для гуманитарного вуза, где нет больших лабораторных и производственных площадей. Нам было бы вполне достаточно 7-8 квадратных метров на студента. Максимум - 9.

Но раз Минобрнауки выдвигает такие требования, вуз будет увеличивать площади. И, разумеется, расходы на их обслуживание.

К следующему мониторингу Рязанский госуниверситет надеется улучшить показатели. Если, конечно, не изменятся критерии. Есть слухи, что они все же могут быть разными для технических и гуманитарных вузов. Что делать тогда с программами развития, сданными и уже утвержденными - большой вопрос.

Образование Минобрнауки