18.12.2012 00:42
Экономика

Развитие рынка анимации тормозит нехватка кадров и инвестиций

Развитию рынка анимации мешает отсутствие кадров и инвестиций
Текст:  Юлия Воронина
Российская Бизнес-газета - : №48 (877)
В новогодние каникулы телезрители с нетерпением ждут премьер анимационных сказок, которые традиционно появляются как раз в это время. Однако российские мультипликаторы выпускают яркие новинки не часто. Несмотря на величие традиций советской мультипликации, полноценный рынок анимации в России пока не сложился. Большинство игроков находится в поиске источников заработка - от производства рекламы до создания мобильного контента.
Читать на сайте RG.RU

По данным минпромторга, ежегодный темп роста лицензионного рынка детских товаров составляет около 15%. При этом ряд сегментов растет быстрее, например игрушки - 30% в год. Если говорить о медиасегменте рынка детских товаров, то на нем присутствуют 3 крупных игрока - "Смешарики", студия "Мельница" и "Анимаккорд", транснациональная корпорация Walt Disney и более 1000 различных компаний: брендмэйкинговые компании, компании - разработчики компьютерных игр, небольшие анимационные студии.

"Сейчас рынок анимации в России находится на ранней стадии формирования. Он начал активно развиваться только последние 10 лет. А до 90-го года его и вовсе не было. В России работает много студий маленьких форматов, которые возникли на базе советской анимационной школы. Но классические школы создают авторские проекты, а не индустриальные", - отметил президент Ассоциации анимационного кино России Илья Попов.

Сегодня только в Москве есть специализированные учебные заведения для аниматоров, и обучение в большинстве из них стоит очень дорого

Эксперты выделяют ряд проблем, которые мешают развитию отечественного анимационного рынка. Во-первых, это отсутствие индустриальной базы. "В отличие от игрового кино, которое в России имело индустриальную систему, анимация никогда такой системы не имела, - говорит Попов. - Вторая проблема - кадровая. У нас сильная школа режиссеров, но мы всегда испытывали нехватку специалистов среднего звена, а именно аниматоров".

"Аниматор - это одушевитель персонажей, актер в анимационном фильме. Именно эта профессия наиболее важна в этом виде искусства и наиболее дефицитна в сообществе производителей мультфильмов, - подтвердил режиссер, педагог Школы-студии "Шар" Иван Максимов. - Сегодня только в Москве есть специализированные учебные заведения для аниматоров, и обучение в большинстве из них стоит очень дорого. Но нет вуза, готовящего мультипликаторов. А преподавать имеет право только педагог с высшим образованием. Получается замкнутый круг - преподавать не может никто. Между тем государство финансирует только ВГИК, который не выпускает мультипликаторов. Не существует системы государственных грантов для особо талантливых абитуриентов, желающих учиться в негосударственном учебном заведении. А работодатели не участвуют в финансировании анимационных курсов. Только самые крупные студии могут себе позволить обучение мультипликаторов у себя и для себя".

Помимо этого развитию телевизионной анимации мешает, по мнению Попова, с одной стороны, нехватка детских каналов и, с другой стороны, законодательство, которое ограничивает коммерциализацию детского контента. "Зарубежные анимационные компании работают за счет продажи контента на телевидении, у нас такая модель не приживается, потому что потребители не привыкли платить за контент. Успешными в России смогли стать те студии, которые или выпускают полнометражные анимационные фильмы, или зарабатывают за счет лицензирования", - отметил эксперт.

Между тем прокатный и лицензионный бизнес - действительно прибыльное дело. Это подтвердил режиссер анимационного кино Илья Максимов: "Оборот лицензионных товаров в мире за год - около 200 млрд долларов. Но для наших коммерсантов анимация - новый бизнес, непонятный и пугающий. Подозреваю, что в одном Лос-Анджелесе анимационных студий больше, чем на всей территории РФ".

Еще один способ заработка для анимационной студии - реклама. По мнению директора студии анимационного кино ToonBox Павла Мунтяна, рынок сейчас готов платить за красивую рекламу. Но ее нужно делать качественно и поштучно. Однако наиболее выгодная модель для студии - создание авторских проектов с длинной историей, то есть сериалов. "Самое главное в бизнес-модели сериалов то, что их можно продавать на ТВ и DVD. Продажа лицензии со временем начинает окупать продукт и приносить прибыль. Но сложно оценить, будет ли продукт успешен. При этом производство не должно останавливаться. Если сериал идет в эфире, то ставятся жесткие рамки выхода серий, в которые необходимо укладываться. Тогда это начинает превращаться в бизнес и работать, - объяснил Мунтян. - Но пока создается недостаточно сериалов для того, чтобы рынок сформировался. И инвесторов сложно убедить в успешности такого проекта".

Что касается господдержки отрасли анимации, она присутствует в виде грантов и субсидий, выделяемых на конкурсной основе Роспечатью. Также предоставляются льготы по НДС: ставка 10% - при позиционировании товаров как "товары для детей" и ставка 0% - при получении анимационным брендом статуса "Национальный фильм". "Мы видим улучшения в сфере господдержки. Но пока нет четкой политики в отношении того, сколько средств будет выделено на анимационную отрасль в 2013 году. Кроме того, субсидии поступают в основном на производство, но не хватает поддержки в создании индустриальной базы, образовательной программы и продвижении российской анимации на международном пространстве. Ведь успех анимационной студии зависит не только от успеха на локальном рынке, но и на международном", - добавил Илья Попов.

По мнению Ильи Максимова, выделять госсредства нужно не на отдельные проекты, а на построение новой системы функционирования Государственной академии анимации, подотчетной государству, которая впоследствии станет самоокупающейся и будет производить достаточно анимационной продукции.

Между тем лучший способ раскрутить анимационную студию - выход на международный рынок. По мнению Павла Мунтяна, западному рынку нужны хорошие идеи, крепкие руки и умение вести диалог. Но на европейских рынках нужно соблюдать определенные стандарты для сериалов - 52 серии по 10 минут нужно умудриться создать за два года. При этом важно не снижать качество. А наши аниматоры пока не привыкли работать так быстро.

"Для того чтобы правильно делать сериалы, нужно: разработать идею, сделать бренд-бук, подписать договор с лицензионными агентствами, вывести продукт на ТВ, выпустить DVD, затем опубликовать контент в Интернете и сделать цифровую публикацию на рынке США и Европы, - рассказал Мунтян. - Но самое главное - нужно понимать, как работает рынок анимационного кино, что эффективнее делать сегодня, понимать, сколько стоит анимация для клиентов и какова реальная себестоимость производства, как сделать стоимость услуг максимально высокой. Самый большой плюс анимационного кино в том, что оно не устаревает, в отличие от игрового".

Самый простой способ попасть на международный рынок - участвовать в фестивалях. Наиболее интересные мероприятия для продюсеров и инвесторов проходят во Франции - это фестивали Аннеси, Тулуза и Канны. На них, по словам Павла Мунтяна, 60% участников находят инвесторов для своих проектов. Есть ряд российских мероприятий: Суздальский фестиваль, Мультиматограф, "Золотая рыбка", "Крок", Большой московский фестиваль мультфильмов.

По мнению режиссера, педагога Школы-студии "Шар" Алексея Демина, проблема отечественной авторской анимации в том, что она практически недоступна для зрителей. "Советское мультипликационное кино показывали везде: перед фильмами в кинотеатрах на утренних сеансах, в клубах. Телевизор преподносил неожиданные сюрпризы без объявления в программах, - рассказал Алексей Демин. - Сегодня наиболее содержательный смотр анимационного кино проходит ежегодно в Суздале. Он длится три с половиной дня для профессионалов. На каждом таком фестивале добрый десяток-два фильмов, которые интересно было бы посмотреть любому зрителю. Примерно так же на Большом фестивале мультфильмов в Москве, который длится неделю. Но в залах кинотеатров и на ТВ отечественной авторской анимации нет вообще. Двадцать лет нет. В ларьках - нет. А нет зрителя, значит, и кино нет".

Увеличить инфографику
Бизнес