Евгений Андреев, к.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований Российской экономической школы:
- Угроза мирового перенаселения, если и существует, то в очень отдаленной перспективе. Некоторую актуальность ей придают прогнозы, сделанные в середине прошлого века и предрекшие катастрофические изменения в первой половине века нынешнего. Например, есть классическая работа фон Ферстера, Моры и Амиота, опубликованная в журнале Science в 1960 г. В этом труде предсказывалось, что население Земли достигнет пика в 2026 г., после чего начнутся глобальные проблемы.
При этом Сергей Капица считал, что после достижения своего пика численность населения начнет сокращаться. На взгляд других исследователей, в какой-то момент эта численность должна стабилизироваться. По прогнозам же ООН, рост населения Земли прекратится уже в нынешнем столетии. Этот прогноз основывается на том, что все больше стран начинает контролировать рождаемость, и что Африка к югу от Сахары - регион, где раньше наблюдался динамичный прирост, сегодня ввиду эпидемии ВИЧ-инфекции не является источником роста населения.
Я считаю, что существует два сценария развития событий. Либо прогресс технологий приведет к тому, что Земля сможет прокормить гораздо больше людей, чем кормит сейчас. Либо численность населения начнет уменьшаться в соответствии с реальными возможностями планеты. Это один из механизмов саморегуляции сложной системы, каковой является человечество.
Прецеденты такого саморегулирования существуют. Например, когда в Западной Европе резко снизилась смертность - средняя продолжительность жизни на протяжении XIX в. возросла примерно с 30 до 55-60 лет - и рожать много детей уже было не нужно, европейцы стали жениться не в 18 лет, как раньше, а после 20. К этому их никто не принуждал. Все произошло эволюционным путем - постепенно развился такой стиль поведения. Жизнь стала длиннее, можно было уже не торопиться.
Сегодня этот механизм заключается в уже упоминавшемся контроле над рождаемостью, который достаточно эффективно осуществляется как в тоталитарном Китае, так и в демократической Индии. Также здесь следует упомянуть Иран. Считается, что страны, для которых характерен исламский фундаментализм, имеют высокую рождаемость. А Иран еще и стоит в авангарде мусульманского мира. Однако, по оценкам ООН, уровень рождаемости в этой стране даже не обеспечивает простого воспроизводства. Что будет происходить в других арабских государствах, пока не ясно. Но очевидно, что какие-то регуляторы могут включаться в самых разных странах.
Вместе с тем стоило бы упомянуть и феномен острова Джеймс в Атлантике. Это очень показательный пример того, как численность популяции регулирует сама природа. Когда поголовье оленей на этом острове достигает определенного уровня, часть животных погибает от проблем с надпочечниками. И это повторяется периодически.
Уверен, что сознание, разум, социальные структуры, способность предотвращать проблемы настолько характерны для человечества, что оно просто не допустит, чтобы из-за перенаселения включились какие-то природные регуляторы или начались войны за территорию или пищу.