Однако, по мнению представителей ТПП, некоторые принципиальные вопросы не были учтены при доработке проекта. В частности, речь идет о праве заказчика привлекать независимых экспертов, негосударственные экспертные организации на всех стадиях (включая и стадию общественного обсуждения проекта документов по планируемой закупке) любых закупок, независимо от способов определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Необходимо также четко и ясно определить порядок финансирования экспертных услуг, осуществляемых как в обязательном порядке в силу закона, так и по усмотрению заказчика.
Кроме того, считают в ТПП, необходимо дополнить проект закона положениями о возможности включения в государственный контракт условий о передаче споров между его сторонами на разрешение третейского суда. Данный механизм востребован бизнесом. Безусловной "изюминкой" законопроекта является ряд внесенных после первого чтения поправок, призванных поддержать отечественных производителей при поставках товаров и услуг для государственных нужд. В частности, речь идет об ограничении поставок импортных товаров и услуг не только для обеспечения обороны и безопасности, но и для защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики.
"Государственный заказ - мощнейший механизм стимулирования экономики, ее модернизации и инновационного развития. И в законе о госзакупках это должно быть оговорено. Ведь бюджетные средства - это деньги российских налогоплательщиков. Они вправе рассчитывать, что их налоги помогают развитию отечественной экономики, стимулируют рост зарплат и появление современных рабочих мест", - считает председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский.
Поддерживать своих - это, конечно, правильно и здорово. Но вот насколько эта поддержка будет законной, учитывая наши обязательства в рамках ВТО, Единого экономического пространства и других интеграционных объединений?
И как бы ни возмущались наши коллеги по ВТО, в соответствии с условиями присоединения нашей страны к этой организации Россия в течение 4 лет свободна от обязательства соблюдать положения Соглашения ВТО по правительственным закупкам. Наша страна лишь подтвердила свое намерение присоединиться к этому Соглашению в будущем. Поэтому на данном этапе инициатива не нарушает наших договоренностей по вступлению в ВТО, сообщили в ТПП РФ.
"Что же касается СНГ, то такая практика защиты товаропроизводителей существует в ряде стран Содружества. Это не противоречит принципам ВТО и вполне соответствует договору о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, - сообщил "РБГ" руководитель департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Андрей Кушниренко. - Кстати, при его подписании было принято решение начать переговоры по вопросам госзакупок, которые начнутся в первом квартале 2013 года".
По словам директора департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии Натальи Слюсарь, Россия, Белоруссия и Казахстан в рамках Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 г. обеспечивают для закупок работ, товаров и услуг, происходящих с территории других участников Таможенного союза, национальный режим. То есть не менее благоприятный, чем предоставляется поставщикам своего государства. Вместе с тем в исключительных случаях стороны могут в одностороннем порядке устанавливать изъятия из национального режима, но на срок не более двух лет. "Государства - участники ЕЭП (ТС) обязались привести свои национальные законодательства в соответствие с соглашением. И обеспечить внедрение информационных систем, обеспечивающих проведение закупок в электронном формате. Пока же в электронном виде происходит только подача заявок", - подчеркнула Слюсарь.
Отрадно, что здесь Россия не вступает в противоречие с нормами международного права. Но с другой стороны, неужели наши товаропроизводители настолько безнадежны, что обеспечить им победу на торгах можно лишь законодательно отрезав от этого процесса зарубежных конкурентов?
"Я бы не ставил вопрос о конкурентоспособности отечественных производителей "вообще", - возразил Сергей Катырин, - поскольку есть отрасли, где мы, безусловно, конкурентоспособны. Но равноправная конкуренция отечественных и иностранных поставщиков может быть только в случае одинаковых условий для ведения бизнеса: стоимости кредитных ресурсов, сопоставимости программ поддержки бизнеса, особенно в высокотехнологичных отраслях и сельском хозяйстве, ценовой доступности энергоносителей, климата и многих других параметров".
Именно для достижения условий, приближенных к понятию равной конкуренции, ТПП РФ выступает с инициативой о необходимости поддержки отечественного производителя товаров (работ, услуг) в сфере госзаказа. В частности, предлагает дополнить перечень критериев оценки заявок участников торгов таким критерием, как поставка продукции отечественного производства, что позволит получить преференции для отечественных производителей в сфере госзаказа. Обсуждаются также ценовые преференции для российских производителей и объемы российских товаров, обязательных к закупке по государственному и муниципальным заказам. Предлагается установить долю закупок у малого бизнеса, стимулировать привлечение малых предприятий в качестве субподрядчика. "Считаем, что учет этих предложений будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных производителей и, соответственно, товаров, - заявил Сергей Катырин. - Такой подход можно оценивать и как приглашение иностранным компаниям инвестировать и организовывать производства на территории России с высокой степенью локализации".