18.12.2012 00:47
Экономика

При госзакупках приоритет будет отдан российским товарам

Текст:  Ирина Фурсова
Российская Бизнес-газета - : №48 (877)
Сегодня Госдума рассмотрит во втором чтении проект закона о федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг. "Предпринимательское сообщество в целом поддерживает редакцию законопроекта, - заявил "РБГ" президент торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. - Ряд предложений бизнеса нашел в ней отражение. Придание жестких рамок, структурирование госзаказа, регулирование всех стадий этого процесса: планирования, размещения, исполнения и мониторинга, введение контрактов жизненного цикла важно для предпринимателей. Эти новеллы позволяют планировать предприятиям свою деятельность".
Читать на сайте RG.RU

Однако, по мнению представителей ТПП, некоторые принципиальные вопросы не были учтены при доработке проекта. В частности, речь идет о праве заказчика привлекать независимых экспертов, негосударственные экспертные организации на всех стадиях (включая и стадию общественного обсуждения проекта документов по планируемой закупке) любых закупок, независимо от способов определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Необходимо также четко и ясно определить порядок финансирования экспертных услуг, осуществляемых как в обязательном порядке в силу закона, так и по усмотрению заказчика.

Кроме того, считают в ТПП, необходимо дополнить проект закона положениями о возможности включения в государственный контракт условий о передаче споров между его сторонами на разрешение третейского суда. Данный механизм востребован бизнесом. Безусловной "изюминкой" законопроекта является ряд внесенных после первого чтения поправок, призванных поддержать отечественных производителей при поставках товаров и услуг для государственных нужд. В частности, речь идет об ограничении поставок импортных товаров и услуг не только для обеспечения обороны и безопасности, но и для защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики.

"Государственный заказ - мощнейший механизм стимулирования экономики, ее модернизации и инновационного развития. И в законе о госзакупках это должно быть оговорено. Ведь бюджетные средства - это деньги российских налогоплательщиков. Они вправе рассчитывать, что их налоги помогают развитию отечественной экономики, стимулируют рост зарплат и появление современных рабочих мест", - считает председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский.

Поддерживать своих - это, конечно, правильно и здорово. Но вот насколько эта поддержка будет законной, учитывая наши обязательства в рамках ВТО, Единого экономического пространства и других интеграционных объединений?

И как бы ни возмущались наши коллеги по ВТО, в соответствии с условиями присоединения нашей страны к этой организации Россия в течение 4 лет свободна от обязательства соблюдать положения Соглашения ВТО по правительственным закупкам. Наша страна лишь подтвердила свое намерение присоединиться к этому Соглашению в будущем. Поэтому на данном этапе инициатива не нарушает наших договоренностей по вступлению в ВТО, сообщили в ТПП РФ.

"Что же касается СНГ, то такая практика защиты товаропроизводителей существует в ряде стран Содружества. Это не противоречит принципам ВТО и вполне соответствует договору о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, - сообщил "РБГ" руководитель департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Андрей Кушниренко. - Кстати, при его подписании было принято решение начать переговоры по вопросам госзакупок, которые начнутся в первом квартале 2013 года".

По словам директора департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии Натальи Слюсарь, Россия, Белоруссия и Казахстан в рамках Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 г. обеспечивают для закупок работ, товаров и услуг, происходящих с территории других участников Таможенного союза, национальный режим. То есть не менее благоприятный, чем предоставляется поставщикам своего государства. Вместе с тем в исключительных случаях стороны могут в одностороннем порядке устанавливать изъятия из национального режима, но на срок не более двух лет. "Государства - участники ЕЭП (ТС) обязались привести свои национальные законодательства в соответствие с соглашением. И обеспечить внедрение информационных систем, обеспечивающих проведение закупок в электронном формате. Пока же в электронном виде происходит только подача заявок", - подчеркнула Слюсарь.

Отрадно, что здесь Россия не вступает в противоречие с нормами международного права. Но с другой стороны, неужели наши товаропроизводители настолько безнадежны, что обеспечить им победу на торгах можно лишь законодательно отрезав от этого процесса зарубежных конкурентов?

"Я бы не ставил вопрос о конкурентоспособности отечественных производителей "вообще", - возразил Сергей Катырин, - поскольку есть отрасли, где мы, безусловно, конкурентоспособны. Но равноправная конкуренция отечественных и иностранных поставщиков может быть только в случае одинаковых условий для ведения бизнеса: стоимости кредитных ресурсов, сопоставимости программ поддержки бизнеса, особенно в высокотехнологичных отраслях и сельском хозяйстве, ценовой доступности энергоносителей, климата и многих других параметров".

Именно для достижения условий, приближенных к понятию равной конкуренции, ТПП РФ выступает с инициативой о необходимости поддержки отечественного производителя товаров (работ, услуг) в сфере госзаказа. В частности, предлагает дополнить перечень критериев оценки заявок участников торгов таким критерием, как поставка продукции отечественного производства, что позволит получить преференции для отечественных производителей в сфере госзаказа. Обсуждаются также ценовые преференции для российских производителей и объемы российских товаров, обязательных к закупке по государственному и муниципальным заказам. Предлагается установить долю закупок у малого бизнеса, стимулировать привлечение малых предприятий в качестве субподрядчика. "Считаем, что учет этих предложений будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных производителей и, соответственно, товаров, - заявил Сергей Катырин. - Такой подход можно оценивать и как приглашение иностранным компаниям инвестировать и организовывать производства на территории России с высокой степенью локализации".

Бизнес