Речь идет о коридоре, проходящем последовательно через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию, включая черноморскую акваторию двух последних стран (см. карту). По тому же маршруту запланированы газопроводы из Азербайджана и Средней Азии в Европу, тоже минующие Россию.
Характерно участие Казахстана в этих проектах, хотя в рамках Таможенного союза Астана договаривается о единой транзитной и в целом транспортной политике в рамках Таможенного союза. Впрочем, включение Астаны в "обходные" проекты и документы может быть направлено на то, чтобы в Российской Федерации были снижены транзитные расценки, по крайней мере для Казахстана в связи с планами увеличения поставок из этой страны нефти, нефтепродуктов и газа в Беларусь, Украину и страны Балтии. А кратчайший маршрут этих поставок возможен через Россию.
Как заявил нацсекретарь транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия от Азербайджана Акиф Мустафаев, "заключение межправительственного соглашения по этому коридору ("Silk Wind") планируется на 10-м заседании Межправительственной комиссии по этому проекту, запланированном на май 2013 года в Душанбе". То есть к этому проекту намечено подключить и другие страны Средней Азии.
"Главными преимуществами проекта являются прямое соединение крупных грузообразующих стран, сокращение транзитного времени и экономия средств, - разъяснил "РБГ" Олег Германович, гендиректор "AsstrA Forwarding". - Немаловажно и то, что в числе задач проекта - убрать все административные барьеры на границах и упростить таможенные процедуры".
Кроме того, по мнению О. Германовича, для этого коридора характерны сырьевые грузы, так как он проходит по территориям стран, богатых большими запасами энергоресурсов. А в целом, возрастает роль мультимодальных перевозок, их маршруты разрабатываются как на уровне крупных логистических операторов, так и на уровне стран, которые заинтересованы в более удобном обслуживании своих производственных мощностей и наращивании транзитных возможностей.
Отметим также, что с 2012 года Казахстан развивает экспортные перевозки своего зерна по тому же маршруту (то есть через порты Азербайджана, Грузии и Турции). А стержневым сектором этих перевозок и коридора в целом является транскаспийский морской участок порт Актау (Казахстан) - порт Баку (Азербайджан).