18.12.2012 00:10
Общество

"Упсала-цирк" в Санкт-Петербурге получил постоянную площадку

Из-за рубежа все чаще приходит не просто денежная помощь, а необычные благотворительные проекты
Текст:  Анна Шевнина
Российская газета - Спецвыпуск: Компании года. Социальная ответственность бизнеса №291 (5964)
В Санкт-Петербурге уже на протяжении двенадцати лет работает уникальный благотворительный проект - "Упсала-Цирк", где помогают детям из групп социального риска, используя цирковое искусство как терапию. Долгое время цирк не имел своего постоянного места, и только благодаря помощи бизнеса недавно удалось обрести свой собственный дом - настоящий цирковой шатер. Помогли в этом не город и не чиновники, а простые люди, собравшие на шатер "с миру по нитке", и представители одной из городских компаний, которые выделили для цирка небольшой участок земли на территории своего огромного бизнес-комплекса в Полюстрово.
Читать на сайте RG.RU

Теперь тренировать и адаптировать особых детей будут в своем собственном здании, на постоянном месте в домике-шатре высотой 20 метров и площадью 320 квадратных метров, в котором есть все необходимое.

- На хождение по кабинетам властных представителей, которые могли

бы нам помочь, было потрачено колоссальное количество времени, - рассказывает художественный руководитель "Упсала-цирка" Лариса Афанасьева, - Разные чиновники каждый раз удивлялись проекту цирка для помощи детям, не воспринимали его всерьез. Конечно, мы получали от них какую-то мизерную помощь, но добиться ее стоило таких сил, она шла так медленно, что весь этот процесс буквально высасывал из нас энергию.

Площади в этом районе стоят около 100 тысяч рублей за квадратный метр, шатер в целом обошелся бы в 30 млн рублей - совершенно неподъемная сумма для благотворительного проекта. Но владельцы одного из городских бизнес-комплексов, принадлежащих крупной строительной компании, выделили для цирка небольшой участок на своей территории, подвели сюда тепло и электричество. Еще 3,5 млн рублей привлекли извне на необходимую внутреннюю обстановку, оборудование, их собирали неравнодушные люди, кто сколько смог.

Цирк для "хулиганов", как здесь называют детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, которых надо спасать от влияния улицы или неблагополучного окружения, создавался силами двух человек - художественного руководителя, режиссера Ларисы Афанасьевой и ее коллеги Астрид Шорн. Несколько лет назад Астрид приехала в Петербург из Берлина на педагогическую стажировку, в итоге она стала основательницей этого уникального социального проекта. По словам Шорн, в России пока плохо налажена работа с такими детьми, очень мало кризисных центров. Перенимать петербургский и мировой опыт регионы страны пока не берутся именно из-за боязни сложностей, из-за нежелания добиваться чего-то от чиновников, так как это требует времени и не всегда приводит к результату. В Европе таких организаций больше, они плотно работают с социальными организациями, с родителями и с органами управления.

Цирк как терапия был выбран не случайно - оказалось, что эта стихия игры и движения максимально подходит темпераменту активных, хулиганистых детей и подростков. Метод цирковой педагогики дает им возможность реализовать потребность риска, драйва социально приемлемым способом. Это отличная альтернатива уличной жизни при этом с полной свободой, без правил и "школьного духа". Здесь берет начало новый, поэтический цирк без клоунов и прочей атрибутики, который только начинает приходить в Россию, - многие мировые цирковые мастера стараются помогать в этом, денежная помощь приходит и от руководителей цирковых трупп.

- В "Упсала-Цирке" нет никаких отборов и кастингов, - поясняет Лариса Афанасьева, - один раз в три года мы набираем новую группу. Артистов мы находим в наших партнерских социальных учреждениях города. Иногда самых отъявленных "хулиганов" приводят к нам сами социальные работники. В целом с цирком дети остаются до 18 лет, после чего сами решают, что делать дальше. Многие "выпускники" уже стали цирковыми артистами. Есть возможность отправить таких ребят в какой-нибудь "волонтерский" город в Европе, где они выступают как руководители таких же детских цирковых трупп.

Как и многие проекты, призванные безвозмездно кому-то помочь, "Упсала-Цирк" держится только силами его создателей и неравнодушных людей, бизнесменов и зрителей.

При этом, исходя из собственного опыта, в "Упсала-Цирке" отмечают - в последнее время бизнес гораздо активнее занимается благотворительностью, делает это охотнее и все меньше хочет себя афишировать.

За прошедший год, по некоторым экспертным оценкам, российский бизнес направил на благотворительные цели около 150 млрд рублей. Бизнес в этом отношении собираются поддержать и законодательно - минэкономразвития недавно предложил отменить налоги с пожертвований от бизнес-компаний. Это должно простимулировать благотворительную активность предпринимателей еще больше.

Однако нам еще есть куда стремиться. Самые громкие и глобальные социальные проекты у нас в стране делаются не силами чиновников и помощи сверху, а чаще всего являются инициативами либо бизнеса, либо же зарубежных благотворителей. Из-за рубежа приходит часто не просто денежная помощь, а самые необычные благотворительные инициативы. Пример тому - "Упсала-Цирк" и детские деревни SOS. Идея второго проекта тоже родилась в Германии и со временем распространилась по всему миру - пожертвования частных лиц и бизнеса помогают создавать целые деревни для социальных сирот как альтернативу детским домам. В России за 16 лет появилось шесть таких деревень в разных регионах. Много таких детских поселений работает на Северо-Западе - в Ленинградской, Мурманской, Псковской, Вологодской областях. Государство не тратит средств на содержание детей, оставшихся без родителей, весь проект существует на частные и корпоративные пожертвования.

- В последнее время традиции благотворительности, к большой нашей радости, возвращаются в нашу страну. Медленно, но возвращаются, - подытожила Афанасьева. - Для многих мотивацией является не PR их компании, а человеческое желание помочь конкретным детям или конкретному проекту. Бизнес и состоятельные люди готовы к благотворительности, но часто вопрос состоит в том, как до них донести информацию об организации, которой нужна поддержка. Зачастую социальные организации имеют непривлекательный имидж и не могут донести до потенциальных спонсоров свои цели. Люди больше хотят помогать не тем, кого просто жалко, а тем, кто придумывает способы, как справиться с ситуацией ярко и профессионально.

По словам Шорн и Афанасьевой, в европейской практике социальные организации работают в партнерстве с государством, и у них существуют общие цели. В нашей стране планы государства не совпадают с теми идеями, которые развивают социальные некоммерческие организации. Наши чиновники словно боятся помогать, боятся выйти за рамки, сделать что-то для людей без дополнительного согласования, ведь за каждую копейку надо отчитаться.

Соцсфера