Игорь Коваль, врио директора Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития РФ
Как сейчас обстоит ситуация с законопроектом о ГЧП? Где он находится, будет ли принят до 2013 года?
Игорь Коваль: Вопрос о принятии законопроекта в 2013 году относится скорее не к нам, а к Госдуме. Мы планируем в ближайшую неделю внести законопроект в правительство. И уже там пройдет согласительное совещание, на котором ведомства окончательно уточнят свои позиции. То, что от нас зависит, мы постараемся сделать максимально оперативно.
Законопроект готовился долго, и порой казалось, что мучительно. Как он изменился за время прохождения по инстанциям?
Игорь Коваль: Самым существенным изменением является переориентация законопроекта на регионы и муниципалитеты, он регулирует отношения, связанные с реализацией проектов ГЧП, именно на этом уровне. Ведь изначально, когда появилось понимание несовершенства и недостаточности норм действующего законодательства, оно исходило от проблем именно регионов и региональных проектов. Потом начали появляться дополнительные нагромождения, которые для текущих проблем по факту ничего не решали, а лишь утяжеляли законопроект. Потенциальные объекты соглашений (школы, больницы, детские сады и пр.) относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Поэтому нужно оставить максимально приемлемый уровень свободы регионов в закрепленной за ними сфере деятельности. Для объектов федеральной собственности достаточно норм законодательства о концессионных соглашениях, при которых право собственности на объект соглашения всегда закреплено за концедентом. По замечаниям минфина мы доработали поправки в Налоговый кодекс, в закон N 94-ФЗ о государственных и муниципальных закупках. Были также замечания минтранса и минрегиона, которые мы старались учитывать, так как у каждого ведомства есть свой опыт в вопросах государственно-частного партнерства, который неправильно не использовать. Законопроект был повторно вывешен на публичные консультации и находится в открытом доступе, поэтому можно его скачать и детально ознакомиться с текущей редакцией. При разработке мы опирались на текущее правоприменение и привлекали к работе над ним широкий спектр экспертов.
Поэтому основополагающие вещи, для которых он создается, уцелели. При этом мы по возможности старались учитывать позицию ведомств, если она не ломает концепцию законопроекта.
Часто проекты ГЧП являются и разновидностью инвестпроектов. Не будет ли пересечений с нормами законодательства об инвестиционной деятельности?
Игорь Коваль: Конфликта норм не возникает, если вы имеете в виду Закон N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". У нас же не возникает конфликта инвестиционного законодательства с законом о концессионных соглашениях! Законопроект регулирует отношения, связанные с реализацией соглашений о ГЧП, которые выделяются из госзакупок через долгосрочность и обязательства частного партнера по финансированию проекта. При этом закон N 39-ФЗ регулирует отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой исключительно в форме капитальных вложений. Кроме того, распространение "дедушкиной оговорки" в соответствии с законом N 39-ФЗ в целях реализации проектов ГЧП крайне ограничено, так как она распространяется исключительно на приоритетные инвестиционные проекты, утверждаемые правительством. Вместе с тем законопроект устанавливает гарантии прав и законных интересов частных партнеров, в том числе от ухудшения условий ведения бизнеса.
Как законопроект регулирует ситуации, когда необязательно проводить конкурс для проекта государственно-частного партнерства? Как будет осуществляться контроль траты государственных средств? Применим ли тут закон о госзакупках?
Игорь Коваль: Исключение конкурсных процедур может привести к злоупотреблениям и выбору не самых эффективных партнеров. За государством остается право контроля за реализацией соглашения. Никто не отменяет требования к эффективности расходования бюджетных средств и деятельность контрольно-надзорных органов, в том числе Счетной палаты. Так как объектом проекта является любое имущество, необходимое для реализации полномочий публичного партнера, и публичный партнер вправе принимать на себя различные обязательства, в том числе по предоставлению имущества и бюджетных средств, должны быть исключительно конкурентные условия на участие в проекте через ГЧП, а это требует проведения конкурсных процедур. При этом в случае наличия у частного партнера имущества, необходимого для реализации соглашения, это будет учтено при оценке конкурсных заявок. Кроме того, может существовать не единственный частный партнер, у которого имеется подходящее для целей проекта имущество.
Что изменится в налоговом и бюджетном законодательстве после принятия законопроекта?
Игорь Коваль: Вносятся изменения в Налоговый кодекс, устанавливающие ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению по соглашению о государственно-частном партнерстве; включение имущества, передаваемого по соглашению о государственно-частном партнерстве в состав имущества, подлежащего амортизации. Также появится механизм компенсации инвестору части затрат, понесенных при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве. При этом долгосрочность таких затрат возможно будет обеспечить путем включения таких проектов в региональные и муниципальные целевые программы, которые в соответствии с Бюджетным кодексом могут приниматься на срок более трех лет.
Пожалуй, одна из самых долгожданных функций законопроекта - та, что он регулирует ситуацию с земельными участками. На ваш взгляд, предлагаемые нормы полностью снимут проблему с возможностью получения участка на основе соглашения ГЧП?
Игорь Коваль: Существующая проблема - необходимость проведения отдельных торгов на реализацию соглашения о ГЧП и предоставления участка для этого соглашения. Законопроектом эта проблема решается. Но целью проектов ГЧП является не получение как такового земельного участка в обход действующего законодательства, а предоставление земельного участка для достижения целей конкретного проекта!
Вы можете назвать несколько проектов, которые пробуксовывают из-за отсутствия федерального закона о ГЧП?
Игорь Коваль: Таких проектов много, и они все в регионах и муниципалитетах. Значительная часть проектов в социальной сфере: стоят проекты по детским садам в Волгограде, Ханты-Мансийском автономном округе, Калуге. Есть нереализованные пока проекты по созданию системы фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Есть и регионы, которым не удается принять региональное законодательство о ГЧП, не говоря уже о самих проектах.