Реестр будет располагаться по адресу www.fedresurs.ru. Сейчас на этом сайте находится база данных о банкротствах в России, но с 1 января она станет частью нового большого реестра и отдаст ему свое название.
Ресурс будет наполняться из двух источников. Из ЕГРЮЛ в реестр будет выгружаться официальная информация: регистрационные данные, сведения о создании, ликвидации, реорганизации компании, смене юридического адреса, о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, изменениях в составе лиц, имеющих право действовать без доверенности.
Второй источник - информация, которую будут поставлять в реестр сами юридические лица. Они должны будут публиковать сообщения о происходящих у них существенных фактах. Например, о предстоящей реорганизации или о принятом решении о ликвидации. В ЕГРЮЛ эти сведения появятся лишь после того, как эти факты свершатся. В новом же реестре сведения будут доступны еще на этапе реализации, что позволит инвесторам и акционерам оперативно отреагировать на события.
Вдобавок ко всему компании будут раскрывать через реестр и многие свои финансовые данные: стоимость чистых активов, сведения о лицензиях, о начале процедуры банкротства. Акционерные общества будут публиковать тут сведения об аффилированных лицах и другую принципиально важную для контрагентов и инвесторов информацию.
"Новый ресурс должен существенно повысить уровень транспарентности российских компаний. Аккумулирование и обеспечение доступа к предусмотренной законодательством информации о юридических лицах в формате единого реестра будет способствовать решению задач бизнеса, в том числе связанных с выбором потенциальных контрагентов и оценкой рисков возможного сотрудничества", - утверждает директор департамента корпоративного управления минэкономразвития Юлия Чижова.
"Публикация в реестре существенных фактов, которые могут в той или иной степени отразиться на кредиторах или контрагентах компании, - это будет обязательная для всех работающих в РФ юридических лиц процедура.
Если компания откажется сообщать о себе эти сведения, она нарушит закон, соответственно - может быть наказана за это. В некоторых случаях, таких как реорганизация или ликвидация, отказ от размещения сведений будет служить основанием для отказа в государственной регистрации факта", - отметил заместитель генерального директора "Интерфакса" Сергей Яковлев - один из разработчиков нового реестра.
Предприниматели с помощью базы смогут оценить надежность своих партнеров. Например, на страничке АО нет информации об активах. А время для публикации этой обязательной информации уже прошло. Стоит задуматься: если компания так небрежно относится к своим обязанностям, то может ли она быть полностью надежным контрагентом? Или же появляется информация о реорганизации контрагента путем присоединения к компании, находящейся в другом конце страны. Сразу возникает вопрос о причинах такого действия и его возможных последствиях для партнеров. Чтобы нужная информация из базы доходила до потребителя в срок, можно настроить мониторинг, который будет отслеживать события, происходящие с партнерами. Нелишне настроить мониторинг и на свою компанию - это позволит своевременно выявить попытки мошенничества и противостоять рейдерскому захвату в случае, если эти действия будут осуществляться через поддельные документы об избрании нового директора или о продаже долей в компании.
"Компания также может решить размещать в реестре корпоративную информацию, такую как проведение собраний участников или акционеров. Эта мера позволит ей сэкономить на рассылке уведомлений, а в случае существования угрозы рейдерского захвата не позволит злоумышленникам "тихо" провести собрание-"дубль", - говорит директор Фонда "Развития экономической и правовой экспертизы" Алексей Юхнин, участвовавший в создании реестра.
В реестре впервые в России будет применена новая система ввода данных. Идентифицировать компанию в системе будет возможно только с помощью электронной подписи (ЭП). В ЭП заложена вся основная информация о компании - регистрационные данные, сведения об уполномоченном лице. Использование ЭП позволяет избежать "ручной" проверки, та ли это компания, и сверки ее реквизитов, предотвращает возможность мошенничества при вводе данных, экономит время и сводит к минимуму возможность ошибок при вводе информации.
В России число компаний, которые используют ЭП для сдачи налоговой отчетности в электронной форме, приближается к 2 млн. Это значительная часть активно работающих российских компаний, если не учитывать большое количество технических компаний и "однодневок" среди российских юридических лиц. Как и любая новая база, реестр несовершенен. Например, пока в нем не предполагается публикация сведений об индивидуальных предпринимателях, недостаточно информации о финансовом положении компаний, нет верификации сведений о лицензиях с данными госорганов. Правда, ресурс только начинает свою работу, оценить его пользу предприниматели смогут не ранее весны 2013 года.