Главными вызовами рынку в 2013 году эксперты назвали снижение фондирования как по срокам, так и по объему, и недостаток спроса.
На торможение рынка в третьем квартале главным образом повлияло падение ставок аренды и цен на железнодорожные вагоны. Сами лизингодатели главным ограничителем роста рынка назвали нехватку надежных клиентов. Как отмечается в исследовании, этот фактор участники рынка называли и два года назад, однако причины в 2010 и 2012 годах различны. Руководитель отдела рейтингов кредитных институтов "Эксперт РА" Станислав Волков пояснил, что в 2010 году у банков улучшилась ситуация с ликвидностью и одновременно лизинговые компании столкнулись с нехваткой качественных клиентов, которым можно было бы доверить появившиеся ресурсы. В этом году ощущается нехватка и фондирования, и спроса на лизинг.
По мнению президента Объединенной лизинговой ассоциации Кирилла Царева, российский рынок лизинга подходит к новому этапу развития: он близок к насыщению и нуждается в новых инструментах для привлечения клиентов. Царев привел в пример те же вагоны: в кризисный период падение спроса на лизинг было связано с сокращением объема железнодорожных перевозок. Сейчас напасть другая: банки агрессивно развивают кредитование, в том числе потенциальных лизингополучателей.
Но и проблема с вагонами никуда не делась. Замгендиректора "Газпром Лизинг" Максим Калинкин объяснил, что из-за высокой изношенности железных дорог перевозчики, которым становится неудобно и невыгодно перевозить грузы по "железке", переходят на другой транспорт. Между тем в последние годы именно железнодорожная техника была основным драйвером роста рынка лизинга. И, если в следующем году не появится сопоставимого с ней нового сегмента, привычных темпов роста не будет, говорят эксперты. Такими новыми драйверами могли бы стать ЖКХ, авиация и суда. Если они сработают, то, по прогнозам "Эксперт РА", в 2013 году прирост рынка может составить 30%. Однако это оптимистичный сценарий. Базовый же предполагает рост в 15-20%.
По мнению Максима Калинкина, в следующем году можно ожидать роста спроса на авто- и авиатранспорт, строительную технику, а также нефтегазовое оборудование. А вот, по мнению Кирилла Царева, авиация - это драйвер не для российского рынка. "В аренду сдаются в основном иностранные самолеты, и зачастую эти сделки совершаются за пределами РФ с участием иностранных лизинговых компаний", - отметил эксперт.
Аналитики "Эксперт РА" также обратили внимание на сохраняющуюся на рынке высокую концентрацию - как по сегментам, так и по участникам. Так, доля железнодорожной техники в структуре новых сделок за 9 месяцев 2012 года составляла около 54%. Что касается состава участников, на долю госкомпаний приходится 53% рынка, 68% рынка занимают компании из топ-10. В структуре сделок по объему основную долю занимают контракты стоимостью в сотни миллионов рублей. Как пояснила замдиректора департамента перспективных форм поддержки МСП-Банка Анна Федорова, провести одну такую мегасделку лизинговой компании намного проще, чем десять сделок по 100 тысяч рублей: получить кредит в банке под один крупный проект проще, чем под пул мелких сделок. Кроме того, мелкие сделки предполагают совсем другую политику риск-менеджмента. Для рынка характерна противоречивая ситуация: с одной стороны, многие компании хотят развивать "розничные" сделки, но в то же время больше доверяют платежной дисциплине крупных клиентов. Согласно опросу "Эксперт РА", только 10% лизинговых компаний считают, что клиенты из малого и среднего бизнеса отличаются большей платежной дисциплиной по сравнению с крупными.
Наряду с поиском надежных клиентов ключевым вопросом в 2013 году станет фондирование. Эксперты обратили внимание на растущие ставки по кредитам, а также ужесточение регулирования: в частности, ЦБ ужесточает требования к заемщикам, в том числе лизингодателям, и устанавливает необходимость получения для лизинговых компаний высоких рейтингов.
Председатель комитета по финансово-банковскому обеспечению бизнеса "Деловой России" Владимир Гамза отметил, что у банковской системы сегодня серьезные проблемы с ликвидностью, и именно с этим связано изменение кредитной политики, в том числе лизинговых компаний. После кризиса банки впервые обратили внимание на то, что качество их кредитных портфелей часто оставляет желать лучшего. "На сегодня банковская система заняла у государства в лице ЦБ и минфина около 2,5 трлн рублей. То есть существует отрицательная ликвидность, из-за чего банки не стремятся кредитовать "в длинную", а лизинг - это в первую очередь "длинные деньги", - пояснил Гамза. По его мнению, ожидать, что завтра начнется активное кредитование лизинговых компаний, не приходится, поэтому лизингодатели должны диверсифицировать свои источники заимствования.
По словам Гамзы, кредитные организации не очень заинтересованы в кредитовании лизинговых компаний также потому, что, как правило, те не могут предоставить дополнительное обеспечение в случае кризисной ситуации. Эта проблема может быть решена путем формирования лизинговой отрасли, считает эксперт: сегодня как такового сектора нет. "Есть некий предмет деятельности, который мы называем лизингом", - сказал он. С этим согласился и Кирилл Царев, по словам которого сегодня даже неизвестно число работающих в стране лизинговых компаний: оно варьируется от 3,5 до 4,5 тысячи, при этом в опросах участвуют только 150 компаний. По мнению экспертов, возможно, следует пойти по пути формирования саморегулируемой отрасли, в которой появились бы инструменты ответственности. Это помогло бы также и лоббировать интересы лизинговой отрасли в институтах власти.