Для многих из тех, кому по Конституции это Послание напрямую было адресовано - то есть для депутатов и членов Совета Федерации, жесткое требование главы государства о недопустимости чиновникам и "народным избранникам" иметь банковские счета, ценные бумаги и акции за рубежом, способно в ближайшее время если не изменить карьеру, то по крайней мере обеспечить дополнительной "работой" по возвращению на Родину припрятанных активов.
То, что это требование ликвидировать "офшорную бюрократию" не вызывает особого энтузиазма не только у федеральной элиты, но и у большинства представителей власти на местах, давно известно. Достаточно посмотреть, сколько копий было сломано вокруг двух близких по смыслу законопроектов всю осеннюю сессию обсуждавшихся в Государственной Думе. Их авторы подвергались такой обструкции, будто именно они, а отнюдь не владельцы загрансчетов и акций сомневаются в светлом будущем Родины.
Теперь, сколько бы ни было серьезным сопротивление, решаться на принятие соответствующих законов в том или ином виде все равно придется. Вряд ли кто-то захочет бросить президенту вызов. А те, кто захочет, будут известны поименно.
Разумеется, вновь будет множество стенаний и рационального вида апелляций и к тому, что закон работать не будет, и к тому, что чиновника лишают одного из важных гражданских прав. Будут даже вспоминать права человека. Однако, к сожалению для теоретиков подобных прав, в данном случае все проще. Никаких прав граждан эта инициатива не нарушает. Даже наоборот. Для определенных категорий вводятся лишь новые обязанности. Вряд ли кто-то будет спорить, что с этими должностными атрибутами у наших народных избранников и представителей власти не все так прекрасно. Так что, согласитесь, новые требования - небольшая цена, для того чтобы обеспечить прозрачность информации и, в конечном счете, необходимый общественный контроль над властью.
Принципов два. Первый - принцип почвы. О нем, кстати, в Послании прямо сказал президент - чиновник и политик не может призывать граждан вкладывать в собственную экономику и работать на свою страну, если сам держит активы за рубежом. С этим принципом все понятно. Может быть, он для кого-то и чересчур высокоморальный, зато для большинства - честный.
Второй - принцип чистоты. У любых, даже неискушенных наблюдателей будет складываться естественное ощущение искусственности борьбы с коррупцией, если те, против кого эта борьба направлена, имеют возможность без особых проблем увести активы из-под контроля. У тех, кто имеет счета за рубежом, государство не способно проконтролировать "движение средств", а следовательно, не может гарантировать их бескорыстие даже при исполнении надлежащих обязанностей.
Нужно признать, что и чиновник, и избранный политик не просто такой же гражданин, как все остальные. От него требуется гораздо больше. Он должен обеспечить прозрачность власти, чистоту государства. Общество абсолютно уверено, что требование президента базируется на конкретной практике, а не просто на благих пожеланиях.
Осталось посмотреть, как быстро наши народные избранники перейдут от демонстративных рукоплесканий Путину в Кремле к настоящей поддержке его реальным голосованием на Охотном Ряду и уж тем более к практической реализации президентского предложения в виде либо конкретных действий по возвращению собственных активов, либо к сдаче собственных мандатов.