20.12.2012 00:44
Экономика

В рамках форума "Открытые инновации" составили список лучших компаний

Лучшие отечественные компании вошли в рейтинг "ТехУспех"
Текст:  Евгения Носкова
Российская газета - Спецвыпуск: Инновации №293 (5966)
В рамках Московского международного форума "Открытые инновации", который прошел в столице, российские институты развития назвали лидеров рейтинга "ТехУспех". В него вошли десять лучших российских инновационных компаний. Подобный рейтинг составляется в России впервые, инициатором его создания стала РВК. Его организаторами выступили РВК и Ассоциация инновационных регионов России (АИРР), партнерами - Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд инфраструктурных и образовательных программ ОАО "Роснано" и МСП-Банк.
Читать на сайте RG.RU

- Компании, вошедшие в рейтинг, - это перспективные и динамично развивающиеся предприятия не только российского, но и международного масштаба, - рассказал гендиректор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Сергей Поляков. - Фонд содействия являлся партнером этого мероприятия, и нам особенно приятно то, что высококвалифицированные эксперты, формирующие рейтинг, отметили компании, которые ранее поддержал фонд.

Сам факт появления рейтинга российских технологических компаний - это необыкновенно важное событие для России, считает директор департамента развития и стимулирования инновационных рынков РВК Гульнара Биккулова. Она выразила надежду на то, что рейтинг станет традиционным и будет вовлекать каждый год новые компании, готовые пройти серьезную экспертизу и продемонстрировать своим примером, что значит быть успешным технологическим бизнесом.

Как рассказала Биккулова, в РВК реализуется множество проектов по поддержке российских высокотехнологичных компаний. Это программы по привлечению инвесторов, стажировки и тренинги, участие в ведущих отраслевых, экономических и общественно-политических мероприятиях, программы поддержки высокотехнологичного экспорта и др. "Мы достаточно много общались с победителями рейтинга, обсуждая возможные направления сотрудничества, интересные как для компаний, так и для организаторов рейтинга. Наиболее перспективным нам показалось сотрудничество в области формирования "историй успеха" в российских СМИ, мероприятия по продвижению компаний на международные рынки, участие в высокоуровневых экспертных дискуссиях на тему поддержки российского инновационного бизнеса", - сказала она.

Основная цель рейтинга - сделать российские технологические компании узнаваемыми как на внутреннем, так и на внешнем рынках, и не только среди профессионалов и экспертов, но и среди обычных граждан - потенциальных потребителей инновационной продукции. Все компании - участники рейтинга - это поставщики высокотехнологичной продукции на внутренний рынок, а некоторые из них выходят или уже вышли и на зарубежные рынки. Как было отмечено на церемонии награждения, их деятельность во многом формирует технологический сегмент российского среднего класса.

- Компании, вошедшие в наш рейтинг, это восходящие звезды не только российского, но и международного бизнеса, - сказал исполнительный директор Ассоциации инновационного развития регионов Иван Бортник. - Я убежден, что именно о таких компаниях надо говорить как можно больше, потому что они делают то, что в России мало кому удается: это превращение новых знаний в деньги.

По мнению Бортника, рост доходов от инновационной деятельности - как личных, так и доходов бюджета - это основной индикатор развития инновационной отрасли как в целом по стране, так и в отдельных регионах. Он подчеркнул, что технологические компании и разработчики должны зарабатывать сами, обеспечивать высокий уровень доходов своим сотрудникам, а также организовывать ощутимые налоговые поступления в бюджет. "Весы доходов должны качнуться от сырьевого сектора в сторону инновационного, научно-технического. Все это можно выразить формулой "смена структуры экономики", - сказал Бортник.

Российские инновационные компании не только в технологическом секторе должны ставить перед собой цель зарабатывать, а для этого нужно завоевывать собственные ниши на рынках, убежден эксперт. С этой целью у компаний, вошедших в рейтинг "ТехУспех", все в порядке - обороты многих из них достигают сотен миллионов и миллиардов рублей в год. Кстати, именно выручка стала одним из основных критериев отбора: согласно условиям, заявки на участие в рейтинге могли подать только те компании, чей ежегодный оборот от продажи собственной высокотехнологичной продукции составляет от 100 млн руб. и более. Среди других условий - компания возникла не ранее 1987 года, ее бизнес выстроен и развивается на базе разработки и коммерциализации высокотехнологичной продукции, она демонстрирует устойчивую положительную динамику продаж и реализует свою продукцию по крайней мере во многих регионах России, а возможно, приступает и к экспансии на внешние рынки.

Соответствовать всем этим условиям непросто, поэтому в рейтинге приняли участие наиболее быстроразвивающиеся инновационные и технологические компании России. Что касается отраслевой специфики участников, в рейтинг вошли компании из разных сфер: это и фармацевтические предприятия, и ИТ-компании, крупные региональные провайдеры телекоммуникационных услуг, разработчики и производители авиационной аппаратуры для радиосвязи воздушных судов различных типов и многие другие. Отсев компаний проводился в несколько этапов: на первом были отобраны ТОП-100 компаний, затем список сократился до ТОП-30 и, наконец, до ТОП-10 - лидеров рейтинга. В экспертный совет "ТехУспеха" вошли успешные инновационные предприниматели, владельцы и руководители крупных инновационных предприятий, инвесторы, руководители медиа- и консалтинговых компаний, которые помогают в профессиональном продвижении инновационных бизнесов в России.

При этом организаторы рейтинга обратили особое внимание на то, что задачей отбора не являлась оценка компаний или их ранжирование по тем или иным критериям с применением методики рейтингования, предполагающей жесткую процедуру экспертизы. Отбор участников "ТехУспеха" был направлен на то, чтобы сделать бренды компаний и их руководителей узнаваемыми на внутреннем и внешнем рынках главным образом среди потребителей и клиентов. Гражданам, органам государственной власти, крупным российским корпорациям необходимо показать высокотехнологичные малые и средние отечественные компании, которые входят в элиту российского инновационного бизнеса. Эксперты убеждены, что в конечном итоге такая узнаваемость будет способствовать привлечению инвестиций и расширению рынков сбыта для этих компаний.

Процедура участия в рейтинге носила характер общенациональной инициативы: заявить компанию на участие в рейтинге мог любой человек и любая организация - от руководителей регионов до рядового гражданина, пользующегося продуктами или услугами предприятия. Компанию для участия в рейтинге мог предложить ее руководитель и сотрудники, а также отраслевые и региональные ассоциации, торгово-промышленные палаты, организации инновационной инфраструктуры и т.д. По словам организаторов, всем компаниям - участникам рейтинга будет предоставлен широкий спектр возможностей и инструментов по продвижению своей продукции.

"ТехУспех" - это попытка перевести разговоры о развитии инноваций в русло практических дел путем создания публичной процедуры отбора и поддержки инновационных компаний в массовом (национальном) масштабе с привлечением всего арсенала политических, экономических и медийных возможностей на постоянной основе. Рейтинг задуман как инструмент демонстрации уровня развития российского инновационного бизнеса и его масштаба. Как подчеркнула Гульнара Биккулова, надо также понимать: участники рейтинга являются серьезными компаниями, добившимися впечатляющих результатов в плане развития собственного бизнеса. Поэтому организаторам рейтинга, в том числе и РВК, хотелось бы, чтобы руководители этих компаний в качестве менторов, наставников, примеров для подражания помогали институтам развития показывать и рассказывать молодым стартаперам, как достичь таких же вершин.

Инновации