Глава министерства Андрей Белоусов вчера сообщил, что его ведомство против замены налога на добавленную стоимость (НДС) налогом с продаж (НСП). Но не исключает варианта, что в отдельных регионах второй налог можно ввести параллельно с первым.
Позже Беляков пояснил журналистам: если налог с продаж будет применяться в отдельных регионах в качестве дополнения к налогу на добавленную стоимость, то ставка последнего будет снижена. Однако пока ни списка таких регионов, ни расчетов, насколько может уменьшиться налог, нет. "Позиция министерства в том вопросе - мы против увеличения налоговой нагрузки в целом по экономике", - подчеркнул замминистра, добавив, что отмена НДС и переход на НСП сейчас нецелесообразна и невозможна.
Чиновник отметил, что есть категории бизнеса, которые выигрывают и те, которые проигрывают при таком размене. Среди последних, например, сырьевые компании, доходы которых формируют бюджет страны, и забывать об этом нельзя, говорит Беляков. Есть вопросы и к тому, как введение налога с продаж отразится на малом бизнесе. "Цены для потребителей могут вырасти, причем не на ту сумму, которая бы компенсировала издержки ритейла от введения этого налога, а больше", - предположил он.
Тем не менее, считает Беляков, местным бюджетам нужно дать инструмент получения дополнительных доходов и расширения налоговой базы. Конечно, уточнил чиновник, это не единственный механизм стимулирования региональных властей и он не должен быть единственным механизмом привлечения инвесторов. При этом тот, кто привлекает инвестиции, должен иметь преференции. "Регионы правы в том, что нельзя предъявлять требования решить те или иные задачи при недостатке средств. А источником их является как раз бизнес, нужно стимулировать его прибыльную работу в регионе", - подчеркнул замминистра.
Коснулся Сергей Беляков и ситуации с "дорожными картами". По его мнению, в результате их реализации подтвердился один, уже известный факт - документами и программами ситуацию не изменить. Именно поэтому, признался он, до сих пор существуют опасения, что вся деятельность по улучшению бизнес-климата может свестись к кампании. "Процессу может быть посвящено все, а результатом станут только отчеты о мероприятиях и программах. Однако позитивные результаты по ряду направлений есть - и по таможне, и по стройкам", - обнадежил он.
А вот в том, что касается оттока капитала, замминистра был более категоричен. По его словам главное это не структура оттока и не абсолютные цифры, а то, какими способами капитал уходит из страны. Он заметил, что приобретение отечественными компаниями активов за рубежом ничего не говорит о состоянии инвестиционного климата внутри страны, а лишь информирует о бизнес-стратегии компании. "Если мы будем ограничивать такие возможности, принимать меры по закрытию путей для инвестирования за рубеж - это неправильно. Таким образом мы создадим новые барьеры для отечественного бизнеса за рубежом, а иностранные компании займут те места, которые могли бы занять мы", - считает замминистра.
Не очень правильно оперировать и конкретными цифрами в миллиарды долларов, лучше - процентами к ВВП, заметил он. "По этому показателю у нас на самом деле не так всё страшно. Это не значит, что с оттоком ничего делать не надо, надо стремиться к тому, чтобы вывоз был меньше. Но это не такое опасное зло, как многие пытаются представить", - отметил замминистра.
Планы на 2013-ый
"Министерству дано поручение в 2013 году завершить работу по параметрам налога на недвижимость, так называемого налога на роскошь, - рассказал Сергей Беляков. - Мы очень ждем принятия закона о частно-государственном партнерстве, который позволит привлечь деньги частных инвесторов в создание инфраструктуры. И, конечно, "дорожные карты" - очень интересно посмотреть, как они будут реализовываться и какой эффект дадут. Уверен, что как инструмент политики по улучшению инвестклимата они приведут к серьезным эффектам", - резюмировал он.