20.12.2012 15:00
Экономика

"РГ" выяснила, как в регионах УрФО боролись со снегопадами

Для эффективной уборки снега необходимо усилить контроль за подрядчиками
Текст:  Ольга Бабанова (УрФО) Владимир Васин Надежда Гаврилова Дарья Кезина Людмила Мальцева Валентина Пичурина
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5966)
Зимние осадки у нас, как водится, выпадают как снег на голову - внезапно и катастрофически. Но ситуация на дорогах в разных регионах и населенных пунктах отличается разительно.
Читать на сайте RG.RU

К примеру, в Челябинске снег убирают быстро и сразу вывозят из города. Екатеринбург же еще несколько лет назад уже к середине зимы превращался в город одноколейных дорог - здесь снежную кашу с проезжей части просто отгребали на обочину: весной растает. Правда, за последние пару лет ситуация здесь заметно изменилась к лучшему. У каждого региона свои секреты борьбы с зимней стихией. Какие методы эффективнее, выясняли корреспонденты "РГ".

Свердловская область

В Свердловской области протяженность сети региональных автомобильных дорог превышает 11 тысяч километров. Ежегодно на зимнее содержание полотна из средств Дорожного фонда Свердловской области расходуют около миллиарда рублей. Больше всего денег тратят на противоледные материалы. Этой зимой трассы от снега чистят 1124 единицы техники, в среднем по 200 машин каждый день.

Работу по содержанию региональных трасс организует Государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог", а непосредственно очисткой дорог от снега занимаются подрядчики, работа которых частенько вызывает нарекания у надзорных органов.

- Уборка дорог федерального значения в Свердловской области в зимний период осуществляется не совсем эффективно и оперативно, - говорит и.о. руководителя Уральского управления государственного автодорожного надзора Игорь Бородулин. - Собственник этих дорог - ФКУ "Уралуправтодор". На наш взгляд, ему необходимо более жестко требовать от подрядных организаций выполнения своих обязанностей.

В этом году с момента установления постоянного снежного покрова в области произошло уже несколько десятков ДТП, причиной которых стали гололедица или заносы. Некоторые аварии - с летальным исходом. Одно из ДТП послужило поводом созыва экстренного совещания в Свердловскавтодоре, на которое вызвали руководителей ДРСУ. Но подобного рода мероприятия на ледяные колеи влияют слабо.

- В прошлом году мне позвонил Александр Мишарин, тогда еще губернатор области, и предложил: давай организуем сайт, на котором люди могли бы выкладывать фотографии занесенных снегом дорог. Но идея заглохла. Уже много лет ничего не меняется, - прокомментировал известный на Среднем Урале защитник прав автомобилистов Кирилл Форманчук.

Челябинская область

Принципиально подходы к зимней уборке улиц в Челябинске не меняются последние несколько лет. Основная тяжесть ложится на муниципальное ДРСУ и связанные с ним договорами подряда организации. Попытка передать эти функции частникам в свое время ввергла мегаполис в тяжелейший снежный коллапс: выигравшие конкурсы организации на поверку не обладали достаточными средствами для исполнения договорных обязанностей. Сегодня территория города распределена между девятью предприятиями. По мере необходимости к уборке привлекаются и фирмы, с которыми предварительно заключаются договоры.

В первые два дня декабря, когда выпало 470 процентов дневной нормы осадков, работало 220-250 единиц спецтехники. Пока продолжались осадки, помогало это мало: расчищенные за ночь магистрали в течение дня снова засыпал снег. Ситуацию усугубляла метель. За три дня на улицах города произошло 585 ДТП.

Но справились с последствиями снегопада быстро. Буквально за несколько дней на дороги высыпали более 23 тонн пескосоляной смеси и тонну химического реагента, с улиц вывезли около 30 тысяч тонн снега. Правда, если проезжую часть быстро привели в почти идеальное состояние, то этого нельзя было сказать об остановках, обочинах, тротуарах и внутридворовых проездах.

Проконтролировать несколько тысяч предпринимателей, учреждений и организаций, которым вменено в обязанность убирать закрепленные за ними участки территории, администрация оказалась не в состоянии.

Тюменская область

В Тюмени этой зимой со снежными заторами впервые борются не только традиционными способами - посредством техники и лопат, но и с помощью космических технологий. Практически все выходящие на уборку улиц машины оснащены приборами спутниковой навигации.

В каждом административном округе города своя система мониторинга. Сигналы с датчиков поступают на сервер. С помощью навигационной системы можно выяснить, когда машина вышла на маршрут, просчитать продолжительность уборки конкретного участка, отследить простои, вычислить недобросовестных работников. Примечательно, что не потребовалось дополнительных бюджетных затрат: датчики ставятся за счет предприятий-подрядчиков, которые уже успели оценить выгоду от нововведения.

В городском департаменте дорожной инфраструктуры уверяют: техники для зимнего содержания дорог в городе достаточно. Однако жалоб со стороны населения все же хватает. Первые же снегопады парализовали движение на некоторых городских магистралях. Не справившийся субподрядчик получил солидный штраф.

Дорожники оправдываются: количество автомобилей в Тюмени растет едва ли не в геометрической прогрессии. По некоторым улицам снегоуборочной технике сложно проехать, ситуацию осложняют автомобили, оставленные вдоль дорог, а некоторые граждане умудряются парковаться прямо перед работающим грейдером.

Югра

На качество содержания зимних дорог наиболее активно жалуются жители Сургута. О проблеме уборки придомовых территорий здесь "РГ" писала не раз: в предыдущие годы муниципальные власти никак не могли договориться с управляющими компаниями о стоимости этих работ и, соответственно, размерах дотаций. Поэтому в текущем году расходы постепенно перекладываются на плечи квартиросъемщиков.

Вопросы очистки магистралей чиновники недавно обсуждали с депутатами гордумы. Среди серьезных проблем - неравномерное заполнение полигонов. Одни, расположенные ближе к городу, заполняются под завязку, другие - только на 20 процентов: подрядчики экономят на бензине.

Зима нынче началась с обильных снегопадов, и оказалось, что для работы в экстренном режиме городу не хватает техники. Но предприятия, ответственные за уборку, содержат средненормативное количество машин и не могут его менять в зависимости от погоды.

По решению муниципальных властей со следующего года одним из условий участия в аукционах подрядных организаций будет оснащенность всей снегоуборочной техники системами GPS или ГЛОНАСС. Дорожные компании восприняли это спокойно - практически у всех подобные системы уже установлены, остается лишь совместить их с городскими.

Курганская область

По обращению местных жителей прокуратура Варгашинского района проверила исполнение законодательства о безопасности дорожного движения на территории райцентра и установила, что работа по очистке дорог от снега организована ненадлежащим образом. Дорожники пояснили, что они выполнили за месяц работы по очистке снега на ту сумму, на которую был заключен муниципальный контракт - 70 тысяч рублей. Сумма эта рассчитывается исходя из опыта прошлых лет. Но год на год не приходится. Например, нынче в ноябре осадков выпало гораздо больше, чем обычно. В зависимости от ситуации администрация  вносит коррективы и может заключить дополнительный контракт.

В Кургане на содержание улиц и дорог на 2012 год выделено 175,5 миллиона рублей. Для сравнения, в 2011 году сумма составляла 205,2 миллиона, в 2010-м - 142,2 миллиона рублей. В прошлом году в реестр объектов муниципальной собственности внесено еще 294 дороги, однако дополнительного финансирования на их содержание не выделили.

Экономика ЖКХ ХМАО Тюмень Челябинск Свердловская область Курганская область Урал и Западная Сибирь