Как уже сообщала "РГ", в шорт-листе номинации "Лучший фильм" были "Рассказы" Михаила Сегала, "Орда" Андрея Прошкина, "Жить" Василия Сигарева", "Я тоже хочу" Алексея Балабанова и "Фауст" Александра Сокурова. В результате голосования экспертов победил "Фауст". Этот фильм оказался лидером по числу призов - у него четыре "Слона". Здесь, по признанию критиков, лучшая режиссура (Александр Сокуров), лучший исполнитель роли второго плана (Антон Адасинский, сыгравший Ростовщика) и лучший сценарий. Его автор драматург Юрий Арабов получил эту премию за две работы: приз разделила с "Фаустом" "Орда".
Лучшим актером в главной роли признан Владимир Свирский ("В тумане" Сергея Лозницы). Лучшей исполнительницей главной женской роли была названа Мария Шалаева, сыгравшая умирающую от рака мать-одиночку в мелодраме "Я буду рядом"; ее коллега Ольга Лапшина получила премию за роль второго плана в драме Сигарева "Жить". В этой же картине и лучшая операторская работа Алишера Хамидходжаева. По достоинству оценена фантазия художника Сергея Февралева в историческом эпосе Андрея Прошкина "Орда".
Вслед за фестивалем АРТДОКФЕСТ Гильдия критиков наградила премией за лучший документальный фильм живописную фреску Виктора Косаковского "Да здравствуют антиподы!". Лучшим дебютом признан фильм Георгия Параджанова "Все ушли", лучшим анимационным фильмом - "Пишто уезжает" Сони Кендель.
Премия имени Мирона Черненко увенчала дебютную работу кинокритика Любови Аркус - документальный фильм "Антон тут рядом". Событиями года названы социальная драма Светланы Басковой "За Маркса" и документальный альманах группы молодых режиссеров "Зима, уходи!". И конечно же, кинокритики остались верны своему обычаю из всех саундтреков года награждать худший: при наличии таких сильных симфонических работ, как сложнейшие композиции Андрея Сигле ("Фауст") и Алексея Айги ("Орда"), они сумели расслышать только милые, но простенькие мотивы Анджея Петраса к "Рассказам".
Таким образом, из всех картин, попавших в главную номинацию "Лучший фильм", не получила ни одной официальной премии только последняя работа Алексея Балабанова "Я тоже хочу". Вокруг нее клубится призрак некоей интриги: по итогам первого голосования фильм не попал даже в число номинантов и был включен в него чисто волюнтаристски - мол, неудобно перед мэтром. Когда стало ясно, что картина не найдет достаточного числа сторонников и у экспертов, за нее вступилась группа молодых критиков, учредивших собственный сепаратный приз и вручивших его своему неизменному фавориту. В результате все фильмы, фигурировавшие в главных номинациях, получили по "слону", и принцип "всем сестрам по серьгам" оказался соблюден. Этот принцип торжествует всегда, если у критического сообщества нет сколько-нибудь ясных общих критериев.