Все здесь, кажется, странно. Отсутствие слов в театре, всегда искавшем вкусы и смыслы в словах. Пикантное "шлюха" на афише. Пластические спектакли сейчас в ходу - и "фоменки" тут не первооткрыватели жанра - но для них это явно шаг в сторону. В какую? На этих словах тенью отца Гамлета непременно должен появиться какой-нибудь скептик. Напомнив, что постановку благословил еще сам Петр Наумович, он порассуждает о том, как нужны театру свежая смелость и новое дыхание. Легкость, заметит скептик, - вижу, но какая-то она нефоменковская. "Мастерская", мол, по-прежнему прекрасна, но лучше бы она шла куда-нибудь к новым горизонтам.
Вот, пожалуйста, "шаг в сторону". "Фоменки" в пластических "Моряках и шлюхах" не такие, как всегда. Притом, мне кажется, все равно - оставшиеся на других не похожими. В такой вот пластической форме трудно обнаружить "крупность и масштаб", но нет тут и таких претензий. Есть перетекающие из сцены в сцену танцы и есть очевидная драматическая коллизия - даже если мужчины не в тельняшках, а дамы все равно не снимут купальников.
О постановщике Олеге Глушкове говорят сейчас уважительно - помимо его работы в фильме "Стиляги", знающие люди помнят множество его постановок с выпускными курсами ГИТИСа, танцевальный спектакль в "Школе драматического искусства".
"Разрешаешь? Ну разреши. Сначала разреши, а потом не разрешай". Это барышня уговаривает ухажера. Потом теми же фразами жонглируют девушки в отсутствие мужчин. Есть тут и девушка, скажем так, больше других познавшая жизнь (Лилия Егорова), - ее в приливах нежности заваливают то муляжами рыбных туш, то муляжами цветов. Она каким-то голосом "из вечности" произносит - "Спасибо за рыбу, Максим" или "Спасибо тебе за все, Петя". Еще раз - произносятся слова "холодно", "теплее", "жарко" - когда группа джентльменов развлекается игрою в жмурки с девушкой. Больше ни слова. В конце первого действия Полина Кутепова, обжигаясь, глотает чай под песню Алексея Хвостенко "Конь унёс любимого" - и жутковато хохочет, размазывая помаду по лицу.
Три женских возраста в спектакле явно неспроста, как и то, что мужчины здесь явно - лишь тени. Но тени, без которых и женщин нет: когда время на сцене вдруг начинает расплываться и сестры Кутеповы движутся, как в замедленной съемке, - они оказываются куклами, каждым движением которых управляют шестеро мужчин. Вообще их танцы - это какие-то танцы жизни со смертью. Все течение жизни, со взаимным притяжением и враньем, непримиримой любовью и невыносимой легкостью трюков - лишь колесо танцев, которые катятся куда-то туда. Взгляд на М и Ж сквозь эти танцы - взгляд фаталиста, взгляд самца богомола, замершего после спаривания в ожидании, когда самка его съест. При всем многообразии женских архетипов, при всей их вечной жертвенности - все они танцуют по жизни в сторону той самой тетеньки: и "спасибо за рыбу, Максим" звучит как "не забывай того, ради чего мы страдали". Но дальше - челюсти хрясть. Куда ж они друг без друга. Завораживают, аж жуть.
Мелодий в спектакле множество, самых разных, внезапных - от Генделя до группы "Аукцыон". Блестящая сцена - когда под "Яблочко" изящные актрисы пускаются вприсядку на манер солистов таких-то краснознаменных ансамблей. "Поматросить" под "Яблочко" - вот чего так не хватало Мадлен Джабраиловой, Полине и Ксении Кутеповым: у них это вышло просто прекрасно. Как и стажерок Ирины Горбачевой, Серафимы Огаревой и Екатерины Смирновой, конечно... Или танец ножек, оставшихся вдруг без своих хозяев (тех скрыли длинной черной шторкой). Да, и еще этот тип с черными кудрями и на каблучках - явно напоминающий Цискаридзе.
А в коротком втором действии - "шлюхи" в бальных платьях и "матросы" в смокингах танцуют под музыку Вивальди. Каждый готов любить, отдаться или сожрать другого, но каждый ехидно танцует свое, а все вместе - оказываются оркестром. Все вполне в соответствии с философией "фоменок".
Надо бы спросить - ну и куда вытанцовывает театр такими пластическими па? Да вытанцует, никуда не денется. Моряки и шлюхи - безделица? Может, и так - но безделица явно не лишняя. Вензель хитрый и со смыслом.
Кстати
Спектакль "Моряки и шлюхи" в "Мастерской Петра Фоменко" можно увидеть 22 и 28 декабря, 11 и 14 января.