Кодекс преткновения
Михаил Дмитриевич, вы говорите о новом Трудовом кодексе, объясните, для чего он нужен и что вы хотите видеть на выходе?
Михаил Прохоров: Мы живем в мире, где основой для развития любой страны является качество человеческого капитала. Проблема российского законодательства в том, что оно во многом повторяет черты советского, особенно это касается Трудового кодекса. Вся социальная система должна стимулировать людей на производительный труд, а она - дестимулирующая. Поэтому главное, что мы предлагаем, - создать условия для тех, кто хочет больше работать, развиваться и зарабатывать хорошие деньги.
Что нужно изменить, например, в трудовом или пенсионном законодательстве?
Михаил Прохоров: Возьмем пенсионное законодательство. Квалифицированный рабочий, зарабатывающий в месяц 120 тысяч рублей, и неквалифицированный с заработком 20-25 тысяч рублей, выходя на пенсию, получают одинаково. Я считаю, у людей, стремящихся к повышению квалификации и профессиональному росту, пенсия должна быть больше.
В нынешнем Трудовом кодексе четко прописаны 60 часов: 40 - необходимо отработать по основной специальности и еще 20 - можно на своем предприятии, но только не по профессии, например, охранником. Или же можно эти 20 часов отработать по профессии, но обязательно в другой организации. Мы предлагаем четко прописать в законе, что если человек хочет заработать дополнительные деньги на своем предприятии, работодатель вправе дать ему такую возможность. И, конечно, речь не об отмене сверхурочных, как это некоторые пытались, передергивая, нам приписать. Потому что сверхурочные - это четко прописанные статьи в законодательстве, а мы говорим о добровольном желании любого работника заработать дополнительно.
То есть законодатель, "заботясь о здоровье трудящихся", определил, сколько они могут работать, а сколько работать нельзя, куда можно ходить, куда нельзя, а вы предлагаете раскрепостить рабочих и дать им возможность самостоятельно принимать решение, как использовать свое время?
Михаил Прохоров: Именно так. Но проблема еще и в том, что наш Трудовой кодекс, на самом деле, защищает только промышленных рабочих, а сейчас огромное количество профессий, которые а) вообще не нормированы в части продолжительности рабочего дня, б) позволяют выполнять работу дома и сразу для нескольких организаций. К тому же человек может быть одновременно в первую половину дня у кого-то наемным работником, а во второй - сам являться работодателем. Надо привести трудовые отношения в соответствие с задачей по модернизации и инновационному развитию страны.
Что строим, мечеть или церковь?
С чем связана идея религиозного кодекса, о чем идет речь?
Михаил Прохоров: Со времени принятия закона о свободе совести и вероисповедании прошло 15 лет, и взаимодействие между государством, личностью и церковью в нашей стране довольно сильно изменилось. Я говорю о всех конфессиях. Происходит огромное количество случаев, которые никак не регулируются законодательством. Например, строительство религиозных учреждений. Если строить все что угодно, это часто нарушает условия проживания других людей. Поэтому в законодательстве должно быть четко описано, как должно согласовываться строительство религиозных объектов. Или возьмем пенсионное обеспечение работников церкви. Они тоже трудятся, получают какие-то деньги, но на них никак не распространяются никакие нормы Трудового кодекса. Закон никак не регулирует и положение представителей разных конфессий, которые приезжают из-за границы и работают в нашей стране. Фактически они находятся в положении гастарбайтеров. Существуют конфликты между музеями и церковью в отношении тех или иных объектов и предметов. Есть, например, проблемы, связанные с детьми, которые ходят в церковно-приходские школы. Им в законе прямо запрещено участвовать в жизни общины. За последние 15 лет жизнь ушла далеко вперед, и нужен документ, который, регламентировал бы взаимоотношения между личностью, государством и конфессиями и, в конечном счете, защитил бы интересы и граждан, и государства. Потому что по Конституции Россия - светское государство. В нашей многоконфессиональной, многонациональной стране именно светскость государства является гарантией мира и нормального взаимодействия между всеми живущими в ней народами.
Вы поднимаете тему, которая потребует изменения Конституции. Я имею в виду административно-территориальное деление России по отличному от существующего принципу. Что вы имеете в виду, для чего это нужно и к какому результату это должно привести?
Михаил Прохоров: По Конституции права нашего гражданина на всей территории страны должны быть равны, и они должны быть обеспечены. Деление страны по национально-территориальному признаку не позволяет это делать на практике. Когда самолет из Ростова прилетает в Домодедово, для пассажиров не существует дополнительного контроля. А когда садится самолет из Минеральных Вод, их проверяют особенно тщательно. Есть и проблема угрозы территориальной целостности. Причем она стоит остро в странах даже более успешных пока, чем наша. Например, в Шотландии, в Каталонии, в Канаде, в Бельгии.
Мы внутри страны возвели внутренние границы, у нас де-факто существуют национальные резервации, которые живут не по законам Российской Федерации. Там устранена конкуренция и местная этнократия фактически эксплуатирует всех жителей. И потом, если у нас из 83 регионов 74 являются убыточными, значит, что-то не так и в административно-территориальном устройстве.
Мы считаем, что целесообразнее создать 10-15 земель, но самодостаточных в экономическом плане. У нас тогда сразу появилась бы столь необходимая политическая конкуренция, появились бы 10-15 избираемых федеральных политиков и сильные, избираемые мэры городов.