Александр Иванович, в связи с делом "Оборонсервиса" в обществе появилось два диаметрально противоположных мнения. Одни говорят, что началась борьба властных кланов и никакой серьезной атаки на коррупцию на самом деле нет. Другие утверждают - в стране все-таки взялись за коррупционеров и очередь дошла уже до высоких чиновников. Как бы вы ответили одним и другим - мы действительно реально начинаем бороться с коррупционерами?
Александр Бастрыкин: Некоторым читателям было бы интересно, если бы я сказал, что началась или усилилась война кланов. Но я так не скажу. На самом деле - нет, просто борьба с коррупцией, как я полагаю, приобрела более четкие очертания. Сейчас в этой борьбе идет следующий этап. Как совершенно справедливо высказывалась критика, до определенного этапа эта борьба касалась в основном мелких и средних чиновников.
А сейчас дело дошло до больших чиновников?
Александр Бастрыкин: Это вовсе не значит, что правоохранительные органы специально подгоняют резонансные дела в отношении крупных и высокопоставленных чиновников к определенному времени или, скажем, к Новому году. Просто так складывалась розыскная деятельность наших оперативных служб и процессуальная деятельность следственных органов. Никто "к обеду" специально ничего не готовил. Президент Путин на встрече с доверенными лицами очень четко как юрист заявил: даже если мы убеждены, что имеем дело с коррупционером, одного убеждения мало.
Мы должны собрать доказательства и пройти сложный путь познания истины, за который меня постоянно ругают.
К этой истине мы должны прийти через очень трудный период оперативно-розыскной работы, процессуальной деятельности, процессы доказывания, экспертные исследования.
Что касается громких дел, того же "Оборонсервиса", сейчас назначаем сложные финансово-экономические экспертизы. Мы не просто должны сказать - эти граждане, фигурирующие в деле, взяли и что-то украли. Мы так сказать не можем. Только после экспертиз имеем право заявлять - да, это правонарушение или, наоборот, все в порядке - такова была конъюнктура рынка. Скажу откровенно - в деле "Оборонсервиса" есть целый ряд трудных юридических вопросов. Скажем, продажа объектов недвижимости по определенной стоимости. Сейчас очень сильная подготовка адвокатов, и это хорошо, это здорово, и их аргументы нельзя не учитывать. По делу "Оборонсервиса" поставлена задача провести серьезные финансово-экономические исследования с привлечением крупных специалистов - экономистов и финансистов, которые бы высказали свое заключение. Поэтому никакой подгонки, никакой гонки, никакой кампании нет в этом и других делах. И быть не должно. А то, что мы в расследованиях сейчас выходим на более высокие эшелоны, то пора, пора. Так и надо.
Полностью беседа с Александром Бастрыкиным на "Деловом завтраке" будет опубликована в одном из последующих номеров "Российской газеты".