Как объясняет автор Андрей Кондрашов, этот фильм стал возможным, потому что люди начали говорить. Почему именно сейчас? Потому что все они в той или иной степени были вплетены в огромную политическую машину Березовского, которая кого-то держала в страхе, кому-то платила за молчание. И вот эта машина дала сбой. И люди заговорили.
С чего начиналась раскрутка будущего олигарха. 1981 год - математика Березовского задерживает ОБХСС за спекуляцию постельным бельем на махачкалинской барахолке. Еще один сюжет - Березовский продолжает свое бизнес-восхождение - продает отравленные комбикорма на подмосковную птицефабрику, куры мрут, бизнесмен бегством скрывается от разъяренных колхозников.
Первое, что поражает в фильме - смертельный сюжет с Иваном Рыбкиным, предвыборную кампанию которого спонсировал именно Березовский. Эта история была покрыта туманом почти девять лет. О том, что на самом деле произошло с похищением Рыбкина, рассказывает Игорь Смешко - руководитель Службы безопасности Украины в 2003-2005 годах. По его словам СБУ располагало информацией, что Иван Рыбкин должен был быть убит под Львовом. Цель, как считают в украинских спецслужбах - дестабилизация ситуации на Украине и в России, а также отмена президентских выборов. О сорвавшихся планах по ликвидации Рыбкина по телефону рассказывают и двое сопровождавших его бывших уголовников, которым в итоге ничего не заплатили.
Еще один неожиданный поворот - история с убийством Сергея Юшенкова. Человек, который был обвинен в его убийстве - Михаил Коданев молчал и на процессе, и после него. А спустя почти 10 лет согласился дать интервью авторам фильма, отбывая срок в мордовской колонии.
- За молчание Бадри Патаркацишвили и Березовский обещали мне 3 миллиона долларов и помощь семье, - рассказал заключенный Коданев. .
Правда, по его словам, деньги до него так и не дошли, и помощь его семье со стороны олигарха практически сразу прекратилась. Свое интервью Коданев попросил считать официальным обращением в правоохранительные органы и направил письма в Генпрокуратуру и СК РФ.
Подробно в фильме рассказано и о смерти бывшего сотрудника спецслужб Александра Литвиненко. О том, что его смерть была выгодна именно Березовскому, рассказывает депутат Андрей Луговой, отец Литвиненко и начальник охраны Бориса Ельцина Александр Коржаков.
- Все думают, что убил Литвиненко Луговой. Ничего подобного. Убил его Березовский. Березовский очень жадный и для него потратить свои деньги, а тут все-таки кормить целую семью, да еще с претензиями - эта смерть была выгодна только ему, не при чем тут наша ФСБ, - рассказал в фильме Коржаков.
В фильме также поставлена под сомнение случайность смерти бизнес-партнера Березовского - Бадри Патаркацишвили. Так некоторые члены семьи Патаркацишвили и его юристы считают, что в день смерти он встретился с Березовским, который "подсыпал ему в рюмку коньяка фторацетат натрия". Адвокат и друг покойного бизнесмена Эммануил Зельцер пояснил, что этот препарат вызывает обширный инфаркт и не проявляется при вскрытии.
Он рассказал в фильме, что Патаркацишвили начал уставать от выходок партнера и трат общих денег на финансирование абсурдных революций в России и в конце 2005 года Бадри заявил о намерении прекратить их партнерство. Через три дня после смерти Патаркацишвили, как рассказал в фильме юрист, Березовский подписывает договор с его вдовой, по которому умудряется получить половину активов покойного.
Поражает фактурная плотность столь длительного фильма-расследования с многочисленными свидетельствами высокопоставленных лиц из России, Бразилии, Англии, Израиля, Украины. Причем, это не просто фильм о Березовском, его судьбе и окружении, но и о погибших людях, которые волею судеб оказались рядом с ним. Таких, например, как известный тележурналист Владислав Листьев.
Этот фильм и о тех, кто даже сегодня хочет помочь БАБу. Безусловно, это фильм, который должен иметь продолжение...
P.S.
Вчера мы решили узнать, как британские газеты отреагировали на показ фильма о Борисе Березовском на телеканале "Россия 1". К нашему большому удивлению, реакции - никакой. Даже не похоже на прессу Британии, которая обычно живо реагирует на подобные медиасобытия.