25.12.2012 00:00

В СПГУТД создан Парк художественно-технологических проектов

В петербургском университете технологии и дизайна создан Парк художественно-технологических проектов
Текст:  Евгения Цинклер
Российская газета - Федеральный выпуск: №297 (5970)
Обладателем Гран-при престижного международного конкурса молодых дизайнеров "Адмиралтейская игла" в этом году стала студентка Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Ольга Малярова с коллекцией "Прикосновение природы". Талантливая третьекурсница была признана лучшей среди двухсот конкурсантов из разных стран - от Финляндии до Японии.
Читать на сайте RG.RU

Это далеко не первая победа воспитанников петербургского вуза. Из его стен вышли такие известные модельеры, как Виктор Рождественский, Алена Ахмадуллина, Антуан Пюссо. И, кстати, все они, как и Давид Кома, в свое время прошли через "Адмиралтейскую иглу", которая в этом году состоялась уже в восемнадцатый раз.

Представители мировой fashion-индустрии признают: Петербургский государственный университет технологии и дизайна - один из немногих в стране, чьи выпускники-дизайнеры высоко котируются за рубежом. Ректор университета Алексей Демидов уверен, что дело в многолетних традициях. Именно этот вуз в 1935 году (тогда еще Текстильный институт) закончил и Алексей Косыгин, возглавлявший легкую промышленность, а затем и Совет министров страны в течение шестнадцати лет.

О том, как создавалась и укреплялась репутация Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, корреспонденту "РГ" рассказал его ректор Алексей Демидов.

Алексей Вячеславович, для того, чтобы отшлифовать талант - выучить первоклассного дизайнера, привести его к победам в профессиональных конкурсах и вывести на международный уровень, - важно разглядеть его как можно раньше. С какого возраста в принципе можно увидеть "искру божью" у будущего дизайнера?

Алексей Демидов: Университет много лет проводит общероссийскую дизайнерскую олимпиаду школьников "Культура и искусство" (она, кстати, входит в перечень олимпиад, утвержденных Министерством образования и науки РФ). В этом году в ней приняли участие более полутора тысяч школьников из 73 регионов страны и ближнего зарубежья. Почти четыреста человек на финальном туре съехались в Петербург. Младшие участники - школьники шестых классов, и уже в таком юном возрасте дизайнерский талант бывает весьма ярок и искренен.

Важно, что ни на дизайнерской олимпиаде школьников, ни на наших конкурсах "Адмиралтейская игла" и "Дыхание весны" ничто не может быть предопределено заранее. Здесь полностью исключена сама возможность "подыгрывания" своим. Когда конкурсанты собираются в одной аудитории и, например, пишут натюрморт, становится очевидно, у кого "искра божья", а кому предстоит еще много работать. Ощущение, что все по-честному - очень ценное, ведь творческие дети ранимы, как никто.

Получить дизайнерское образование в вашем университете стоит немалых денег...

Алексей Демидов: Да, две трети студентов-очников университета учатся на платной основе и платят за дизайн много: хорошее стоит дорого.

Три кита, на которых держится имидж вуза, - это традиции, стабильность, репутация. Эти слова, кстати, есть на гербе университета. Стабильность в головах - вот наш девиз, вопреки разрухе в головах из булгаковского "Собачьего сердца". И многолетняя успешная работа вуза - лучшее доказательство этому. За пару лет не построить серьезный, престижный международный конкурс, не обеспечить преемственность творческих школ. Не поможет здесь и простое вложение денег - путь даже больших. Ведь понятие школы для творческих специальностей никто не отменял (к слову, из наших двенадцати институтов, пяти факультетов и двух колледжей больше половины - творческие и художественно-технологические).

Репутация художественной мастерской или конкретного мастера-педагога должна быть многолетней. Если же говорить о репутации всего университета, то сюда входят и свои конкурсы мирового уровня, и олимпиады, и действующий дизайнерский диссертационный совет, и выпускающиеся научные журналы, такие, например, как наш "Дизайн. Материалы. Технология", и другие, признанные Высшей аттестационной комиссией.

Репутацию для университета создают и все уровни подготовки - начальное, среднее, высшее профессиональное, обязательно включая магистратуру по дизайну и художественным технологиям, и, наконец, послевузовское и дополнительное образование. Вся эта цепочка важна - ее за год-другой не выстроить, а отсюда и значимость многолетней стабильности и репутации.

Существует стереотип, что высшее образование лучше за рубежом. Но ведь, наверное, и мы в чем-то Европе "нос утереть" можем?

Алексей Демидов: Да, вполне. У нас в процессе обучения значительно больше индивидуальной работы, а именно благодаря ей и шлифуется талант. Есть и проекты, которых за рубежом нет.

Неужели? Приведите пример.

Алексей Демидов: У нас в университете существует Парк художественно-технологических проектов - по аналогии с технопарками в инженерных вузах. Он включает в себя мастерские по художественной обработке материалов, технологические цеха по производству мягких игрушек и пошиву спецодежды, арт-пространства, модные территории творческих конкурсов дизайнеров, а еще - научно-исследовательский институт "Дизайн-проект" (средовые объекты, интерьеры, промышленный текстиль), центр стандартизации и сертификации, лаборатории компьютерного дизайна, мастерские шпалерного ткачества и творческие мастерские дизайнеров, демонстрационно-выставочные комплексы, да и много чего еще.

Пока все это находится в разных университетских корпусах, но мы планируем объединить проект в одном из наших зданий в историческом центре Санкт-Петербурга, в двадцати минутах ходьбы от Эрмитажа и Исаакиевского собора - на архитектурно единой территории площадью 0,9 гектара бывшей текстильной фабрики Клейбера, историческом памятнике промышленной архитектуры. Название проекта - Творческо-художественный кампус.

Университет технологии и дизайна вырос из Текстильного института, но к настоящему времени его сфера деятельности далеко вышла за рамки только легкой промышленности...

Алексей Демидов: Вуз развивается сообразно с требованиями времени. В частности, студентов по специальности "информационные технологии в дизайне" давно намного больше, чем текстильщиков. Сайт нашего вуза этим летом опять вошел в десятку лучших по стране, наряду с веб-страницами МГУ, СПбГУ, МГИМО, Высшей школой экономики. Наши информационные дизайнеры постарались.

Вы-то сами закончили математико-механический факультет СПбГУ. Это помогает вам возглавлять вуз для творческих личностей?

Алексей Демидов: Метод воспитания кадров мирового уровня "для физиков и лириков" одинаков. К нам на матмех приходили талантливые выпускники математических лицеев Ленинграда и, попадая к замечательным педагогам, проходили огранку. У нас на курсе, например, учился Григорий Перельман.

Принципы высококачественного образования в дизайне и художественных технологиях такие же - чтобы разглядеть талант и взрастить его, необходима среда. Причем еще со школы. Поэтому при нашем вузе уже пятнадцать лет работает собственная Дизайн-школа, в которой занимаются школьники с восьмого класса, и не только из Петербурга. Видели бы вы, как им интересно вместе!

Творческая среда - это "грибница" талантов. А в основе ее формирования, повторюсь, - традиции, стабильность, репутация, плюс многолетняя тонкая настройка, а не компанейщина. Только при таком подходе "сможет собственных Платонов, и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать" - процитирую Михаила Васильевича Ломоносова. И не только математики и программисты, но и дизайнеры с художниками и технологами станут представителями новой России, лучшего отечественного образования, построенного на "индивидуальной доводке до высших образцов".