Двухактный балет в четырех картинах с эпилогом создан специально для детей, которым столичные оперно-балетные театры обычно предлагают по утрам "Иоланты" и "Жизели", а в новогоднюю пору - хит-парад "Щелкунчиков" всех мастей. Однако заставить танцевать стихотворение Корнея Чуковского и его главного героя умывальника - задача не для респектабельного традиционалиста. Тем не менее Большой театр решил ее, вспомнив о победителе последнего Московского международного конкурса хореографов, которому вручил награду сам Юрий Григорович. Тем более что с тех пор петербуржец Юрий Смекалов уже отметился постановкой с небанальным названием-замахом "Завод Болеро".
Услышав практически готовую партитуру "Мойдодыра", Смекалов договорился с композитором о кардинальных изменениях, которые он внес, полностью переписав первоначальное либретто. В итоге Ефрем Подгайц создал для Большого театра новую авторскую редакцию партитуры, а на сцену под его "дансантную", как говорили в старину, музыку устремились не только Мойдодыр с Замарашкой: для взрослых и маленьких зрителей специальный аттракцион - опознание персонажей. Многим выданы почти целые номера, среди них, разумеется, Одеяло и Подушка (исполнитель этой партии, ставший любимцем зала, к сожалению, не назван в программке), Совок и Веник, Свечка и Контрабас (он выбирается на свет прямо из оркестровой ямы), Волосы, Мочалки, Зубы, Солдачисты и многие-многие другие персонажи, придуманные не только Чуковским, но и Смекаловым. Практически любовного адажио оказались удостоены обычно "пешеходные" родители - в "Мойдодыре" родители Замарашки (Андрей Ситников и Кристина Карасева). Зато обычно главную любовную линию заменила дружеская - Замарашка (его на премьере станцевал Семен Чудин) ступает на путь исправления благодаря девочке Чистюле, в исполнении обаятельной Нины Капцовой, способной перековать любого несознательного члена общества. Поэтому Большой театр с полным основанием может рассчитывать, что и в недалеком будущем ряды его заинтересованных зрителей пополнит чистая и свежая молодая публика.
Наши обозреватели Сусанна Альперина (С.А) и Анастасия Скорондаева (А.С.) сходили на балет. Стихотворную сказку Корнея Чуковского не знают только последние трубочисты. А теперь это - балет двухактный, в четырех картинах с эпилогом, музыку написал Ефрем Подгайц, а хореограф Юрий Смекалов создал либретто и довел дело до премьеры.
Когда говорят, что наши обозреватели "сухари" - не верьте. Вот, казалось бы, детский спектакль, тут умиляться надо, а не обсуждать. Ан, нет, вышли из театра обозреватели "РГ" в настроении совершенно хрустальном...
Фрагмент беседы наших обозревателей после премьеры
А.С.: ... Ну согласись, все мы в детстве бывали неумытыми поросятами и все помним Чуковского. Был еще старый мультик по "Мойдодыру", но я как-то слабо представляла себе, как на академической сцене будут плясать неуловимое мыло, непослушное одеяло...
С.А.: ... А подушка?! Почему, кстати, в программке не назван исполнитель роли подушки, по-моему, он многих повеселил.
А.С.: Забавно все-таки смотрится легкомысленная афиша - Большой театр, солидное культурное учреждение, а вокруг зрителя сплошные веники, совочки, свечки и прочие несолидные персонажи. Найдется же сумасшедший, который скажет, что это как-то для Большого неприлично.
С.А.: Скажут, не скажут, а билеты все равно не достанешь, как на "Щелкунчик", в новогодние дни - из года в год.
А.С.: А что, "Мойдодыр" теперь прекрасный соперник "Щелкунчику"! Билеты, по-крайней мере, также с руками оторвут.
С.А.: Ну да, по-моему, все остроумно, тщательно вытанцевано, сыграно, аж голова кругом - бешеная мочалка, Арифметика с Грамматикой, зубная щетка, паста, густой гребешок...
А.С.: Интересно - танцуют же не только начинающие, юные артисты - звезды! Чистюля - Нина Капцова, настоящая звезда. И ведь ничего их не смутило...
С.А.: А чему ты удивляешься, я читала интервью с постановщиком Юрием Смекаловым, да и у нас в редакции, помнишь, Сергей Филин рассказывал, с каким удовольствием ведущие балерины разбирали роли всевозможных мочалок и работали над балетом с диким удовольствием.
А.С.: По-моему замечательный вышел главный герой, Замарашка - Семен Чудин.
С.А.: Еще невероятно пластичная кошка, у них она Котобенок. А брюки, а сапоги, которые ходят сами по себе? Или свечка - сама грациозность - "в печку".
А.С.: А вот из маминой из спальни вдруг вышло такое... Кто книжку не читал, не сразу и поймет. Это же никакой не кривоногий и хромой умывальников начальник, а железный робот...
С.А.: Ну это же душевая кабина! Да, тяжелый такой, передвигается по сцене с трудом, просто Вий какой-то. Зато внутри него красиво играет душ, переливаясь разноцветными лампочками. Мне кажется, он похож на героя фильма "Трансформеры".
А.С.: А в конце, помнишь, когда вопрос с грязнулей уже решен, "умывальников начальник" снова скрывается в маминой спальне, и вид у него, будто вот-вот скажет, как Терминатор: "I ll be back"... В общем, не знаю, поклонников старого любимого мультфильма он смутит. Хотя новое поколение детей заценит на все сто процентов.
С.А.: Это точно. А как тебе Крокодил? У Чуковского он зеленый и грозный, "с Тотошей и Кокошей по аллее проходил". Ведь именно он заставил Грязнулю пойти мыться. Тут нет ни Тотоши, ни Кокоши...
А.С.: Жаль, конечно, что он как-то затерялся в этой круговерти, не зарычал, ногами не застучал, как завещал Чуковский. Ну, с другой стороны, они его увидели таким - вполне элегантным и воспитанным крокодилом.
С.А.: Зато есть дымчатые потусторонние существа (привет фильму "Сумерки"), которые обитают, нет, не в Таврическом саду, но в саду Трубочиста. Есть и дождевые капельки, их танцуют как раз начинающие артисты, учащиеся. Не знаю, надо ли было в либретто менять произведение Чуковского? С одной стороны, есть законы балетного жанра. А с другой...
А.С.: ...С другой стороны, что ни говори, все герои на сцене будто взяты из старых книжных иллюстраций. И потом, ну что мы ищем, по Чуковскому или нет. Мне кажется, сам Чуковский вообще был бы в восторге. Мы вот вроде не дети, а тоже...
С.А.: Ну да, порадовались, будто и правда в детстве побывали.