Минтранс должен в трехмесячный срок представить этот проект расширения Новороссийского порта для обсуждения и утверждения на заседании кабинета министров.
Ожидается, что инвестор за два года возведет на скалистом мысе Пенай терминальный комплекс, через который будет переваливать дизельное топливо (7 млн тонн в год), а также бензин или мазут (около 3,5-4 млн тонн), доведя количество судозаходов до 181 в год. Как сообщили "РБГ" в администрации порта, у мыса Пенай глубина моря колеблется от 13 до 27 метров, что позволяет принимать суда большого дедвейта. По проекту, нефтепродукты на Пенай будут подаваться через 3,5-километровый тоннель под Маркотхским хребтом по построенному трубопроводу от кубанской станицы Афипская (150 километров), где находится нефтеперерабатывающий завод.
С одной стороны, экспорт нефтепродуктов отвечает задачам, поставленным перед нефтяными компаниями российским правительством, настаивающем на вывозе не сырца, а продукции глубокой переработки. С другой, вызывает сомнение выбор места размещения терминала и возможности "заполнения трубы". Гористый рельеф местности явно неудобен для столь масштабной стройки - аналогичный терминал в Большом порту Санкт-Петербурга (12,5 млн тонн) раскинулся на территории целых 37 га.
Да и Афипский НПЗ сегодня не в состоянии производить более четырех миллионов тонн нефтепродуктов.
Экспортирующие нефтепродукты через Цемесскую бухту конкуренты уже поспешили заявить о том, что "не видят места, где в порту Новороссийска можно построить такой крупный терминал".
- Дефицита мощностей в Новороссийском порту нет, годами повторяются одни и те же объемы отгрузки нефтепродуктов, - сообщил "РБГ" председатель совета директоров компании - одного из стивидоров Новороссийского порта - Тимофей Телятник, - поэтому потребности в строительстве дополнительных сооружений просто нет. Вообще непонятно, где инвестор собирается размещать сам терминал, емкости, насосные станции - там же скалы. Единственный вариант - строить плавучий буй.
Аналитики компании "Инфраньюс" считают, что инвестору придется не только строить причал для терминала, но и бурить тоннель, затем осуществлять постоянный подогрев трубы для дизеля, и сомнительно, что такой проект сможет окупиться за приемлемый срок. По данным Тимофея Телятника, на сегодня в Новороссийском порту стоимость перевалки тонны светлых нефтепродуктов составляет $8, темных - $14.
- По данным из отчетности одного из экспортеров за первое полугодие 2012 года, получается, что с перевалки одной тонны нефти компания получала $2,6 выручки, а с одной тонны нефтепродуктов - $4,8, - говорит аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк. - Следовательно, годовую выручку терминала можно cпрогнозировать на уровне $52,8 млн, при этом затраты на строительство такого терминала составлять не менее $900 млн. Даже принимая рентабельность по EBITDA на уровне среднерыночного - 50% для нефтепродуктов, получается, что срок окупаемости проекта превысит 15 лет, поэтому целесообразность данного решения пока остается под вопросом.
Однако если инвестору в ближайшие два года удастся убедить ценовой политикой крупные нефтяные компании в выгоде именно своего маршрута, то конкуренция в самом большом порту России по экспорту нефтепродуктов обострится до предела.