26.12.2012 00:33
Общество

Михаил Швыдкой: Наши представления об окружающем мире крайне поверхностны

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №298 (5971)
Любой почитатель античности уже завершил эту цитату из Софокла: "Человек их всех чудесней". Но я бы просил остановиться на первой части этой строфы, - тем более что многие из этих чудес - рукотворны, а потому лишь подтверждают Софоклову мысль о великой тайне человеческого бытия.
Читать на сайте RG.RU

Сегодня, когда так часто и так громко в очередной раз спешат заявить о конце европейской цивилизации, или - во всяком случае - об ее историческом поражении, то невольно приходит мысль о том, что саму эту цивилизацию знают недостаточно глубоко. Как, впрочем, и другие мировые цивилизации, поверхностно фиксируя политические или социально-экономические факты, которые чаще всего обеспечивают лишь опасное полузнание. А именно им грешит нынешнее постмодернистское сознание. Потоки информации, обрушивающиеся через электронные СМИ, могут сделать человека осведомленным (причем, во многом, ложно осведомленным), но крайне редко осознающим реальное положение вещей. Их суть и смыслы.

Но за пределами этой потребительской цивилизационной мясорубки столько великих чудес, слава Богу, не раскрученных маркетологами и специалистами по связям общественностью, что на них вся надежда на спасение и реальное возрождение глубинной, исторически связывающей времена и эпохи, европейской традиции. Традиции, утвердившей бесценность человеческого бытия во всех его возвышенных проявлениях. Знающей его величие и бездны его падения. Но верующей в род человеческий как таковой, в его способность остановиться на краю бездонной пропасти и выжить в порыве альтруизма.

Самое сильное культурное потрясение уходящего года (разумеется, кроме возможности остановить ремонт во Дворце культуры имени Горбунова, где мы открыли Московский театр мюзикла), - испытал в Пизе, в Баптистерии ("крестильне") рядом с Кафедральным собором и Пизанской башней, той самой, что превратилась в культурный аттракцион. Баптистерий (как и многие другие культовые сооружения этой части Тосканы) завершал Никколо Пизано, гениальный скульптор и архитектор, живший в ХIII веке, в тот чудесный миг итальянской истории, когда Средневековье готовилось заново осмыслить отношения Бога и Человека. Пизано создал его безупречно гармоничным, торжественно соразмерным, - в нем есть внутреннее напряжение, но нет трагизма. В Баптистерии живет предчувствие Ренессанса, который уравнял красоту земной и небесной жизни. И это хрупкое равновесие словно освобождает тебя от тяжести земного притяжения.

Всякий раз открывая для себя за пределами хрестоматийных шедевров великие творения человеческого гения, с горечью понимаю, как плохо мы знаем сами себя, свою и мировую культуру. Как поверхностны наши представления об окружающем мире и его устройстве. Сколь многое нам надо познать и пережить, чтобы в полной мере почувствовать себя людьми, имеющими право принимать ответственные решения. Это вовсе не интеллектуальное кокетство, не уничижение, которое, как известно, паче гордости. Это горькая правда, Нужны некие чрезвычайные усилия, чтобы прорваться к подлинному знанию и пониманию. Необходимо некое новое просветительство, способное увлечь общество ценностными смыслами, вне которых мы будем обречены жить в обществе потребительских миражей. Эти ценности не нужно придумывать и изобретать искусственно. Они живы и в русской культуре, которую не способен опошлить ни один из социальных переворотов нового и новейшего времени. Они живы и в культуре мировой, в европейской культуре в том числе. Какие бы новые политические конструкции ни создавались на постсоветском пространстве, как бы не назывались они, они не смогут существовать вне контекста европейских ценностей. Разумеется, в живом взаимодействии с тюркоязычными и монголоязычными культурными и цивилизационными традициями.

Именно поэтому сегодня необычайно важно превратить культурные контакты между странами не в сферу непримиримого соревнования, не в поле битвы, где "мягкая сила" должна убедить в превосходстве одной культуры над другой, не в место, где конкурируют национальные символы, - но в некое всемирное пространство творческого взаимодействия, которое позволит ощутить глубинную взаимосвязь человечества. Речь не о растворении одной культуры в другой, но о взаимодополнительности, которая умножает силы друг друга. В нынешних дискуссиях о мультикультурализме, о диалоге цивилизаций часто забывают о том, что истоки подобного подхода к многообразию культур надо искать в эпохе Просвещения. В той эпохе, которая провозглашала единство человечества, его ценностей и его предназначения. И конфликты ХХI столетия, которые кажутся непримиримыми, заставят нас заново осмыслить наследие ХVIII века.

Мы ждем от каждого Нового года чего-то невероятно праздничного и интересного. Мы желаем друг другу здоровья, счастья и успехов. Только не надо забывать, что многое зависит от нас самих. Ведь нам надо успеть еще столько понять, пережить и сделать. С наступающим Новым годом!

Образ жизни