Число таких дебошей растет пропорционально пассажиропотоку, который в прошлом году, по данным Росавиации, увеличился на 16,2 процента. И крупные перевозчики даже начали создавать свои службы по предотвращению скандалов во время полета. Но небольшим компаниям это не по карману. Вот почему авиаторы настаивают на формировании официальных и публичных "черных списков" пассажиров, которые устраивают потасовки на борту самолета. А потом, не исключено, у перевозчиков появится право не продавать какое-то время дебоширам билеты.
Увы, не только длительное ожидание, но и праздничный настрой влияют на поведение авиапассажиров. Такие случаи происходят регулярно, вне зависимости от времени года и обстоятельств.
И дебоширы, заплатив штраф, могут на следующий день снова купить билет на самолет. И нет гарантии, что этот же человек снова не устроит дебош, который угрожает безопасности всех, кто находится на борту. Вот почему ведущие авиакомпании настаивают на формировании публичных "черных" списков, чтобы о "подвигах" нарушителей узнали родные и близкие. А кто-то еще выложит на ленте новостей соцсети и ссылочку.
Посмотреть же, кто из пилотов нарушает дисциплину, можно уже почти год. "Черные списки" тех, кто позволяет себе лишнего за штурвалом, можно найти на сайте Росавиавции. А где именно хотят вывешивать данные о пассажирах-хулиганах, пока не решено. Но для их опубликования надо будет у пассажира просить согласие на это, чтобы не нарушать Закона "О персональных данных". Возможно, в билете будет пункт, где пассажиру предложат дать согласие на обнародование его "подвигов".
За последние полтора года, как уже писала "РГ", только одна авиакомпания насчитала более тысячи случаев, когда пьяные дебоширы становились угрозой для безопасности полета. Особенно тяжело приходится экипажам в длительных полетах, которые длятся более 10 часов. Штрафы за буйное поведение никак не действуют на пассажиров. Они сейчас составляют всего 1,5 тысячи рублей. Поэтому "черные списки" дебоширов могли бы дисциплинировать людей, настаивает Согрин.
Буянят на борту, кстати, не только у нас. Это международная проблема. В новогодние праздники одного американца, летевшего в в Нью-Йорк, сами пассажиры примотали скотчем к креслу. Пьяный дебошир кричал, что самолет скоро разобьется. В аэропорту его сдали в полицию. Не случайно, руководством по авиационной безопасности и Циркуляром Ассоциации гражданской авиации рекомендовано государствам принять необходимые эффективные правовые меры по предотвращению нарушений Правил поведения пассажиров на борту воздушного судна.
О чем "РГ" напомнили в минтрансе, когда инициировали поправки в российское законодательство. По нынешнему Воздушному кодексу командир самолета уже имеет право применять все необходимые меры, в том числе и меры принуждения, в отношении тех, кто своими действиями создает угрозу безопасности полета и отказывается подчиняться его распоряжениям. Но слова на дебоширов действуют не всегда. Тогда утихомиривать их приходится бортпроводницам. Поэтому минтранс предлагает дать право сопровождать воздушное судно в полете сотрудникам службы авиабезопасности, чтобы они вместе с экипажем могли усмирять буянов.
Для защиты пилотов от хулиганов, которые нередко рвутся "порулить", минтранс предлагает поставить в кабины специальное оборудование. Такие своеобразные "домофоны" позволят видеть, кто хочет войти в кабину. А от преступников и террористов экипаж защитят пуленепробиваемые двери кабины.
Кроме того, для снижения стоимости обслуживания самолетов, а следовательно, и цены билета, минтранс предлагает разрешить небольшим аэропортам, не имеющим международного статуса, обеспечивать порядок внутри терминала своими силами. То есть позволить сотрудникам служб авиабезопасности носить и применять оружие в порядке, установленном законом. Пока такие права имеют сотрудники правоохранительных органов и вневедомственной охраны.
"Когда речь идет о драке на борту, то здесь явно "светит" уголовное наказание", - отметил глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. "И перевозчик может потребовать возместить причиненный ущерб. Если же пассажиры просто не соблюдают Правила поведения на борту, то это уже административная ответственность", - напомнил Пантелеев. "Сейчас людей никто не ограничивает в потреблении спиртного до посадки в самолет, проносить спиртное не возбраняется и в ручной клади. На борту лишь просят не распивать купленное на Земле, но уследить за всеми не получается", - говорит Пантелеев. "Ситуация очень похожа на ту, что происходит перед футбольным матчем, когда на стадионе выпивать во время матча не разрешено, а все под градусом", - констатировал Андрей Согрин.
Справка "РГ"
Судя по рассказам в Интернете, особенно много нетрезвых пассажиров бывает на рейсах, курсирующих по курортным направлениям: в Египет, Турцию и в Сочи.
А в 2011 году в самолете, летевшем из Мадрида в Москву, пьяная компания оскорбила стюардессу, полиция высадила участников скандала из самолета. В 2010 году двое пьяных пассажиров рейса Москва - Гавана устроили на борту самолета дебош, из-за чего самолет был вынужден совершить посадку в исландском аэропорту Кефлавик. Буйным поведением отличаются и наши соотечественники на рейсах из Москвы в Израиль. В 2009 году двое подвыпивших умудрились даже покусать стюардессу.