02.01.2013 22:06
Культура

На экраны выходит новая картина Энга Ли "Жизнь Пи"

Текст:  Валерий Кичин
"Жизнь Пи" - новая картина Энга Ли - прежде всего визуальный шедевр, но к финалу выяснится, что она окажется еще и выдающимся духовным опытом, адресованным, как умная сказка, всем возрастам сразу.
Читать на сайте RG.RU

Фильм начинается как захватывающая семейная драма. Она так содержательна, живописна и во всех отношениях самодостаточна, что сама по себе могла бы быть полноценным фильмом. Но оказывается только преамбулой к еще более захватывающему приключению, в котором фантазийные традиции Дефо и Распе причудливо перетекают в сюрреалистические видения, достойные кисти раннего Дали.

Фильм снят по мотивам книги канадского автора Янна Мартеля, но несомненно является самостоятельным авторским творением Энга Ли, плодом его философско-поэтической фантазии. Мальчуган Пи, детство которого прошло под аккомпанемент насмешек его сверстников, но проявивший незаурядный интеллект и обладающий незаурядной памятью, пытается постичь окружающий его мир на духовном уровне. Его интересуют сразу все религии мира, и он хочет ощутить присутствие Бога - вне конфессий, общечеловеческого. Хочет понять, почему мы нужны Богу, и зачем Бог нужен человеку. И нужен ли. Отец и мать ему втолковывают, что любая религия - мрак, что наука за считанные десятилетия дала человечеству больше знаний о мире, чем все тысячелетние религии, вместе взятые. Он и это принимает во внимание, но решит все сам.

Семья содержит в Пондишери небольшой зоопарк, но хочет покинуть Индию и начать новую жизнь в Канаде. И вот на грузовом судне в страну обетованную плывут зебры, обезьяны, жирафы, бенгальский тигр с человечьим именем Ричард Паркер. Разразилась буря, судно тонет, в шлюпке среди океана оказываются Пи, орангутанг, зебра, гиена и тигр. Здесь впервые по ходу абсолютно реалистического фильма закрадывается подозрение, что с этой минуты в действие ворвалась фантазия. С первого кадра, с первых титров эта картина погружает вас в некое магическое поле, но здесь ее магия становится все более гипнотической.

Все остальное действие - дрейф мальчика в компании с тигром по бесконечному космосу, где уже нельзя понять, где океан, а где небо. И это теперь история того, как два заброшенных в космос существа пытаются не только выжить, но и наладить друг с другом взаимоотношения. При этом автор не поддается соблазну перевести рассказ в регистр диснеевских сказок, где все тигры добродушны и более человечны, чем сам человек. В "Жизни Пи" это игра на грани выживания, нескончаемый поединок за обладание скудной, на двоих, территорией, смертельная схватка двух воль. То, как проводит эти трудные сцены подросток Сурадж Шарма, вызывает восторг, но совсем фантастичны кадры с тигром - существом принципиально иной природы, но точно так же способным чувствовать боль, ужас, тоску, одиночество, и так же нуждающимся в понимании.

Картина завораживает мощью природных явлений. Шторм и катастрофа судна показаны на уровне шекспировской трагедии, где восторг перед силой и красотой разбушевавшейся природы смешан с ужасом. Гуляющие в прозрачных глубинах тени огромных рыбин, или проносящийся мимо лодки смерч летучих рыб, или сказочный остров-людоед, населенный полчищами сурикатов, - все это теперь создания чистой поэзии, уже не отягощенной ни реализмом, ни прагматикой. Логически это легко объяснить галлюцинациями изнуренного Пи, но финал картины все расставит по своим местам. В нем, уже без режиссерских кунштюков и операторских затей, нам будут предложены две версии происшедшего: одна - совершенно реалистическая, безжалостная по отношению к людской природе, но способная удовлетворить прагматика, и вторая - вот как раз та пантеистическая версия мира, которая величественно прошла перед нами за два часа невероятного приключения. Нам нужно выбрать, и я еще не встречал в кино более внятного объяснения сущности и предназначения Бога, его роли в жизни верующего человека. Это объяснение способно примирить любые споры насчет существования высших сил и высшего разума, потому что переводит все это в регистр высокой, в самой своей сути одухотворенной и потому в каждом живущей поэзии.

У фильма Энга Ли много источников - в нем можно услышать отзвуки всего огромного пласта пантеистического искусства, от истории хэмингуэевской Большой Рыбы до звукоживописной вселенной Малера. Его натурфилософский посыл претворен в панораму ошеломляющих кадров-картин, где невозможно разграничить реальность и фантазию художника. Я не заметил в огромном фильме ни одного образа, который был бы просто эффектным, - всё содержательно, всё на микрон, но целенаправленно продвигает нас к постижению главного смысла картины. Становится понятно, зачем авторам понадобилась именно Индия, и почему они мимолетно, но подробно посвящают нас то в мировоззренческие споры в семье Пи, то в таинства ритуальных танцев, то в рекомендации полупародийного учебника по выживанию.

Наконец, после "Аватара" мы еще не видели фильма, где художественное решение целиком лежит в сфере 3D-технологий. Наверное, картину будет интересно смотреть даже по телевизору, но и большой двухмерный экран неспособен передать и половину той магии и тех смыслов, которые заключены в пространственных объемах фильма, в этом молчаливом зависании кинозала посреди мирового космоса, в грозном разгуле стихий, в остервенелом перекате волн. "Жизнь Пи" вкупе с "Аватаром" доказывают, что в руках большого художника слегка уже поднадоевший технический аттракцион претворяется в искусство - в тот новый кинематограф, который, возможно, вскоре станет единственно возможным.

Мировое кино