Исполнилось 50 лет самолету Ил-62. Накануне корреспондент "РГ" встретился с легендарным авиаконструктором академиком РАН, дважды Героем Социалистического Труда Генрихом Новожиловым.
Мы сидим в его кабинете на четвертом этаже знаменитого Ильюшинского КБ. У входа в здание на постаменте стоит знаменитый штурмовик Ил-2, прозванный у нас "летающим танком" за уникальную броневую защиту и огневую мощь, а у фашистов - "черной смертью"…
Сюда, в КБ, Генрих Васильевич пришел в далеком 1948-м году еще студентом 5-го курса Московского авиационного института. На преддипломной практике был зачислен в штат Конструкторского бюро. В 1970 году его назначают генеральным конструктором. А сегодня он - главный советник по науке генерального директора и генерального конструктора ОАО "Авиакомплекс им. С.В.Ильюшина".
"Я прошел все ступени профессионального роста - от инженера-конструктора до генерального конструктора, - рассказывает он. - Под руководством своего учителя и наставника- Сергея Владимировича Ильюшина участвовал в создании самолетов Ил-14, Ил-18 и Ил-62. На Ил-14 разрабатывал чертежи стыка фюзеляжа с крылом. С Ил-18 занимался уже в качестве заместителя главного конструктора. А вот с Ил-62 - уже заместителем генерального конструктора. Первым самолетом непосредственно моей конструкции стал военно-транспортный Ил-76".
Впервые поднял Ил-62 в воздух заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Коккинаки. Это произошло полвека назад. Теперь без преувеличения можно сказать: этот самолет, который создавался под непосредственным руководством С.В.Ильюшина, стал настоящей вехой в истории отечественного авиастроения.
В нем была реализована масса смелых конструкторских решений. Так, компоновка двигателей в кормовой части фюзеляжа, позволила значительно снизить шум в пассажирском салоне и повысить аэродинамическое качество "чистого" крыла. Самолет мог безопасно завершить взлет при отказе одного двигателя, а крейсерский полет и заход на посадку - при отказе даже двух двигателей!
После замены двигателей НК-8-4 на более совершенные Д-30КУ и выполнения других конструктивных доработок значительно увеличилась дальность полета Ил-62, его коммерческая нагрузка и экономическая эффективность. Новая модификация получила название Ил-62М, и самолет многие годы по праву считался флагманом Аэрофлота. Он успешно летал на дальних трассах, таких, как Москва-Токио и других. А в июне 1975 года на нем был успешно совершен перелет по знаменитому чкаловскому маршруту - из Москвы через Северный.
Полюс в США. Как и прилет в Ванкувер в 1937 году экипажа Валерия Чкалова, перелет Ил-62М за океан через Полюс вызвал у американцев бурю восторга…
"Мы, ильюшинцы, - говорит Генрих Новожилов, - гордимся тем, что на наших самолетах всегда летали члены нашего правительства. Ил-18 был любимым самолетом Хрущева, Ил-62 - любимым самолетом Брежнева. Теперь на смену "юбиляру" пришел Ил-96-300, который успешно эксплуатируется в президентском авиаподразделении".
Самолету Ил-62М была уготована долгая жизнь. Он получил широкое международное признание. Значительная часть этих машин изготовлялась на экспорт, а ряд авиакомпаний, в частности, Нидерландов, Франции, Японии, Индии и других стран, арендовали его для эксплуатации на своих авиалиниях.
Летно – технические характеристики Ил-62 и Ил-62М
Наименование | Ил-62 | ИЛ-62М |
Год выпуска | 1963 | 1969 |
Тип двигателей | 1963 НК-8-4 | 1969 Д-30КУ |
Взлетная тяга, кгс | 4х10500 | 4х11000 |
Взлетный вес, кг | 161000 | 167000 |
Число пассажиров | 168-186 | 168-192 |
Макс коммерческая нагрузка, кг | 23000 | 23000 |
Дальность с макс ком нагрузкой, км | 7550 | 8300 |
Дальность с расч комнагрузкой, км | 9200 (10000 кг) | 10000 (10000 кг) |
Крейсерская скорость, км/ч | 850 | 870 |
Крейсерская высота полета, м | 11000 | 11000 |
Длина разбега, м | 2930 | 2250 |
Длина пробега |