06.01.2013 23:17
Культура

Валерий Кичин о том, как голосуют зарубежные кинокритики

Текст:  Валерий Кичин
В определении лучших фильмов года обычно принимают активное участие критики. У нас голосует Гильдия критиков, в которую входят москвичи и петербуржцы. Ее часто упрекают: почему не голосуют критики из Новосибирска или Екатеринбурга? Действительно, почему?
Читать на сайте RG.RU

Вопрос не досужий. Чтобы ответить на него предметно и убедительно, я решил посмотреть, как на этот вопрос отвечают в других, не менее кинематографических державах мира.

Честно говоря, у меня пошла кругом голова от этой разноголосицы мнений и вердиктов. Но вчитываться в нее необыкновенно интересно. Попробуйте, не пожалеете.

Вот только некоторые итоги голосования ассоциаций и гильдий критиков, работающих в крупнейших городах США и Канады. Все они опубликованы в канун Нового года.

Вашингтон (США):

Лучший фильм - "Цель номер один", лучший режиссер - Кэтрин Бигелоу ("Цель номер один"), лучший актер - Дэниел Дэй Льюис ("Линкольн"), лучшая актриса - Джессика Чэстейн ("Цель номер один"), лучшие исполнители ролей второго плана - Филип Сеймор Хоффман ("Мастер") и Энн Хэтэуэй ("Отверженные"). В "Отверженных" отмечен и лучший актерский ансамбль. Лучшие сценарии - в фильмах "Мой парень - псих" и "Петля времени". Лучшая анимация - "Паранорман, или Как приручить зомби". Отмечены премиями фильмы "Жизнь Пи" (за лучшую операторскую работу) и "Облачный атлас" (лучшая работа художника). Из фильмов на иностранном языке в Вашингтоне предпочли "Любовь" Ханеке.

Нью-Йорк:

Лучшим фильмом нью-йоркские критики тоже сочли "Цель номер один", в нем же и лучшая режиссура (Кэтрин Бигелоу). "Линкольн" получил премию за лучший сценарий (Тони Кашнер). Лучшие исполнители главных ролей: Рэйчел Вайс ("Глубокое синее море") и Дэниел Дэй Льюис ("Линкольн"), ролей второго плана - Салли Филд ("Линкольн") и Мэттью Макконехи ("Супер Майк"). Лучший оператор - Грейг Фрэйзер ("Цель номер один"), лучшая анимация - "Франкенвини" Тима Бертона. Лучшим документальным фильмом признан "Центральный парк, 5". Лучший фильм на иностранном языке - "Любовь" Михаэля Ханеке.

Сан-Франциско:

Лучший фильм - "Мастер" Пола Томаса Андерсона. Лучший режиссер - Кэтрин Бигелоу ("Цель номер один"). Лучшие сценарии - "Цель номер один" (Марк Боал) и "Линкольн" (Тони Кашнер). Лучшие исполнители главных ролей - Хоакин Феникс ("Мастер") и Эмманюэль Рива ("Любовь"), ролей второго плана - Томми Ли Джонс ("Линкольн") и Хелен Хант (The Sessions, в нашем прокате - "Суррогат"). Отмечены оператор Клаудио Миранда ("Жизнь Пи"), художник Адам Стокхаузен ("Королевство полной луны"), монтаж Уильяма Голденберга в "Операции "Арго". Лучший фильм на иностранном языке - "Любовь" Михаэля Ханеке, лучшая анимация - "Паранорман, или Как приручить зомби", лучший документальный фильм - "Комната ожидания".

Чикаго:

Лучший фильм - "Цель номер один". Его создательница Кэтрин Бигелоу признана лучшим режиссером. Лучшие сценарии - в фильмах "Линкольн" (Тони Кашнер) и "Цель номер один" (Марк Боал). Лучшие исполнители главных ролей - Дэниел Дэй Льюис ("Линкольн") и Джессика Частэйн ("Цель номер один"), ролей второго плана - Филип Сеймор Хоффман и Эми Адамс ("Мастер"). Лучшая анимация - "Паранонман, или Как приучить зомби". Лучшее художественное решение - в фильме "Королевство полной луны", лучший оператор - Михай Малаймар ("Мастер"), лучшая музыка - "Мастер" (Джонни Гринвуд). Лучший документальный фильм - "Невидимая война". Лучший фильм на иностранном языке - "Любовь". Надежда года - Бен Цейтлин ("Звери дикого юга").

Сан-Диего:

Здесь картина резко меняется. Лучшим фильмом Гильдия критиков Сан-Диего считает "Операцию "Арго", а его создателя Бена Аффлека - лучшим режиссером. Лучшие исполнители главных ролей - Мишель Уильямс (Take This Waltz, в нашем прокате - "Любит / не любит") и Дэниел Дэй Льюис ("Линкольн"), ролей второго плана - Эмма Уотсон ("Хорошо быть тихоней") и Кристофер Вальц ("Джанго освобожденный"). В фильме "Хорошо быть тихоней" также отмечен лучший актерский ансамбль. Лучшими сценариями в Сан-Диего признаны "Мастер" Пола Томаса Андерсона и "Операция "Арго" Криса Террио. Отмечены "Жизнь Пи" (оператор Клаудио Миранда), "Облачный атлас" (художники Хью Бэйтап и Ули Ханиш). В фильме "Мастер" отмечена лучшая музыка (Джонни Гринвуд). Лучший фильм на иностранном языке - внимание! - "Мальчик с велосипедом" братьев Дарденн.

Канзас Сити:

А здесь nучший фильм - "Мастер". Приз имени Роберта Олтмэна за лучшую режиссуру - Энгу Ли за "Жизнь Пи". Лучшие исполнители главных ролей - Дженнифер Лоуренс ("Мой парень - псих") и Дэниел Дэй Льюис ("Линкольн"), ролей второго плана - Энн Хэтэуэй ("Отверженные") и Филип Сеймор Хоффман ("Мастер"). Лучшие сценарии - в фильмах "Операция "Арго" и "Мастер". Премия Винса Келера за лучший фильм в жанрах фэнтези и хоррора - "Хижина в лесу". Лучший анимационный фильм - "Франкенвини" Тима Бертона. Лучший документальный фильм - "Самозванец" Барта Лейтона. Из фильмов на иностранном языке в Канзас-Сити тоже предпочли "Любовь" Ханеке.

Лас Вегас:

Общество кинокритиков Лас Вегаса назвало лучшим фильмом "Жизнь Пи", а Энга Ли - лучшим режиссером. Лучшие исполнители главных ролей - Дженнифер Лоуренс ("Мой парень - псих") и Дэниел Дэй Льюис ("Линкольн"), ролей второго плана - Энн Хэтэуэй ("Отверженные") и Томми Ли Джонс ("Линкольн"). Лучший оператор - Клаудио Миранда ("Жизнь Пи"), лучший художник по костюмам - Жаклин Дюрран ("Анна Каренина"), лучший художник - Алекс Кэмерон ("Прометей"), лучшие спецэффекты и лучшая музыка - в "Жизни Пи". В этом же фильме "Жизнь Пи" - и лучший актерский дебют (Сурадж Шарма). Лучшей анимацией признан "Паранорман, или Как приручить зомби". В номинации "Неожиданность года" отмечено явление дебютанта Бена Цейтлина с фильмом "Звери дикого юга".

Кроме того, критики Лас Вегаса составили свою топ-десятку года: 1. "Жизнь Пи", 2. "Цель номер один", 3. "Операция "Арго", 4. "Мой парень - псих", 5. "Линкольн", 6. "Королевство полной луны", 7. "Невозможное" (только что вышедший на западные экраны фильм-катастрофа о разрушительном цунами в таиландском курортном раю), 8. "Отверженные", 9. "Звери дикого юга", 10. "Мастер".

Лос-Анджелес:

Ассоциация кинокритиков Калифорнии назвала лучшим фильмом года "Любовь" Михаэля Ханеке (ее единственным конкурентом в этой главной категории был "Мастер" Пола Томаса Андерсона). Лучшим режиссером назван Пол Томас Андерсон ("Мастер"). Лучшие исполнители главных ролей - Дженнифер Лоуренс ("Мой парень - псих"), поделившая эту честь с Эмманюэль Рива ("Любовь"), и Хоакин Феникс ("Мастер"), опередивший единственного конкурента Дени Лавана ("Корпорация "Святые моторы"). Лучшие исполнители ролей второго плана: Эми Адамс ("Мастер") и Дуайт Хенри ("Звери дикого юга"). Лучший сценарист - Крис Террио ("Операция "Арго"), лучший оператор - Роджер Дикинс ("Координаты "Скайфолл"), лучшие художники - Дэвид Крэнк и Джек Фиск ("Мастер"). Лучшая музыка - в "Зверях дикого юга" (Дэн Ромер и Бен Цейтлин). Лучший анимационный фильм - "Франкенвини". Лучший фильм на иностранном языке - "Корпорация "Святые моторы" Леоса Каракса (Франция).

Детройт:

Лучший фильм - "Мой парень - псих", его создатель Дэвид О. Расселл признан лучшим режиссером и лучшим сценаристом. Лучшие исполнители главных ролей - Дэниел Дэй Льюис ("Линкольн") и Дженнифер Лоуренс ("Мой парень - псих"), ролей второго плана - Роберт Де Ниро ("Мой парень - псих") и Энн Хэтэуэй ("Отверженные"), лучший актерский ансамбль - в "Линкольне". Лучший документальный фильм - "Джиро мечтает о суши".

Торонто (Канада):

Здесь лучшим фильмом признан "Мастер", лучшим актером - Дени Лаван в "Корпорации "Святые моторы", лучшей актрисой - Рэйчел Вейс в ремейке "Глубокого синего моря", лучшими исполнителями ролей второго плана - Филип Сеймор Хоффман ("Мастер") и Джина Гершон ("Убийца Джо"). Лучший режиссер, на взгляд критиков Торонто, - Пол Томас Андерсон ("Мастер"), в этом же фильме лучший сценарий (тот же Андерсон). Пьедестал, отведенный для лучшего дебюта, делят фильмы "Звери дикого юга" Бена Цейтлина и "По ту сторону черной радуги" Паноса Косматоса. Лучшим фильмом на иностранном языка в Торонто признана "Любовь" Михаэля Ханеке, лучшей анимацией - "Паранорман, или Как приручить зомби".

***

Вот такие результаты. Понятно, я взял далеко не все города североамериканского континента, где существуют и успешно работают критические сообщества, - их мнения слышны и авторитетны как для зрителей, так и для академиков "Оскара".

Теперь вопрос критикам Новосибирска, Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода и других крупнейших городов России: вас этот пример ни на что не вдохновляет? Или у нас по-прежнему считается, что вся жизнь сосредоточена в Москве?

Мировое кино