10.01.2013 00:21
Общество

Владислав Свешников: Перенос даты Рождества может вызвать раскол

Праздновать ли нам Новый год и Рождество в один день?
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №2 (5978)
В первый раз Рождество отмечали на Руси 25 декабря 988 года.
Читать на сайте RG.RU

В конце XVI века Римский Папа Григорий ввел григорианский календарь, заменивший юлианский, по которому до того жила Европа, включая Россию. В 1918 году григорианский календарь был принят и в России, но РПЦ и сегодня продолжает жить по юлианскому. Именно поэтому в Европе празднуют Рождество 25 декабря, а РПЦ пользуется юлианским календарем, 25 декабря которого соответствует 7 января григорианского календаря.

Известный богослов, протодиакон Андрей Кураев в предновогодние дни озвучил в СМИ "календарную" идею, вызвавшую в обществе бурные споры. Впрочем, родилась эта идея у о. Андрея еще раньше: он изложил ее в своем блоге год назад. Богослов считает, что нужно объединить Рождество и Новый год и праздновать оба праздника 1 января. С ним согласны не все.

Да

о. Андрей Кураев, протодиакон, профессор Московской духовной академии (из блога автора, http://diak-kuraev.livejournal.com)

- По какому бы из нынешних церковных календарей ни праздновали христиане Рождество, все равно получается абсурд. Если Рождество Христово - 25 декабря, то отчего же год, считаемый от Его Рождества, начинается лишь через неделю? Если же Рождество Христово - 7 января, то почему новое "лето от Рождества Христова" начинается за неделю до него? Так, может, христианам стоит договориться, чтобы совместить празднование Рождества и Новолетия? Пусть Рождество будет 1 января. Канонов, которые запрещали бы православным сдвигать празднование Рождества, нет. Литургических последствий и перестроений в календаре тоже такая перемена почти не принесет. Библейских указаний на время Рождества нет (по косвенным признакам можно вычислить лишь середину зимы, но не точнее). Раннехристианских свидетельств о той или иной дате Рождества также нет.

Вариант: Рождество 31 декабря. Новый год - 1 января. Какие могут быть возражения против, кроме шантажа расколом?

Нет

о. Владислав Свешников, протоиерей, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

- Я думаю, переносить дату празднования Рождества Христова с 7 января, совмещая ее с Новым годом, - это бред. Почти наверняка это вызвало бы раскол, большая часть людей такого не приняли бы. Нужно хорошо знать жизнь Церкви, чтобы понимать: празднование Рождества именно 7 января - традиция, принятая всею нашей Церковью. В этом календарном расхождении с западным христианством можно, наверное, увидеть и некоторую нашу важную особенность. Мы, православные, хоть и не очень заметным образом, но все же ОТМЕЧАЕМ Новый год, соблюдая при этом установки продолжающегося рождественского поста. А Рождество мы - ПРАЗДНУЕМ. И в этом есть наше различение праздников - светского и церковного. Новый год для православных людей просто начало нового календарного года, очередного их жизненного этапа. Рождество же связано с началом новой Жизни, которую принес людям Христос. И в этом большая сущностная разница двух праздников. Уже только поэтому "объединять" их нельзя.

Между тем

Согласно опросу Левада-центра, Рождество Христово в этом году, как и год назад, планировали праздновать две трети россиян - 65%, и столь высокий процент держится на всем протяжении последнего десятилетия. Рекорд был в 2002 году - 74%. Среди тех, кто собирался отмечать Рождество, чаще всего об этом говорили учащиеся и студенты (73%), служащие (71%), женщины (69%), люди старше 55 лет (68%), с высоким потребительским статусом (93%).

Религия