Аркадий Инин, сценарист:
Не знаю, как было в царские времена - я тогда не жил, - но и в мое время многие легко опускались до того, чтобы грабить церкви, детские дома и все, что угодно. В советский период было вообще очень трудное отношение к религии. Существовали как ее активные противники, так и сторонники. По рассказам я знаю, что в 30-е годы, например, храмы крушились, велась суровая борьба с религией. В 60-х, скажем, большинству было совершенно все равно - хочешь верь, не хочешь - не надо. А в последнее десятилетие советской власти отношение к верующим и вовсе было более чем терпимое. В целом можно сказать, что общество было индифферентно к этому, и я не уверен, что теперь многое изменилось.
События же, подобные описываемому "Российской газетой" на 7-й полосе, думаю, вряд ли можно связать с отношением к религии. Ворует обыкновенное жулье, которому все равно, что грабить - церковь, завод или брата. Совсем недавно была программа о бедных детях с ограниченными возможностями. Они получили столько подарков от различных спонсоров, что двери спортивного зала детского дома с трудом закрывались. Так было три дня. Потом директриса подогнала машину, и все эти подарки увезла. А еще показывали халупу детского дома и в трехстах метрах от него хоромы этой директрисы. Дело не столько в религии, сколько в общей бессовестности и бесстыдстве. Мне всегда такое отношение к другим людям было отвратительно и если у меня бывает возможность это высказать, я ей всегда пользуюсь.
Я полностью поддерживаю идею отделения церкви от государства. Но не должно быть никаких гонений на верующих или на атеистов. Все должно быть уравновешенно, как у меня в семье: я - атеист, а моя жена верующий человек - соблюдает все посты, ходит в храм, что не мешает нам сосуществовать. И наказывать должны в равной степени - будь то ограбление храма или жилой квартиры. Хотя, смотря кто выносит вердикт. Скажем, на мнение суда присяжных может огромное давление оказать факт взлома особняка олигарха или церкви.
К сожалению, возвращение прежней культуры и этики сейчас невозможно. Когда меня спрашивает, например, после показа фильма, что нужно сделать, чтобы вернулись наши добрые, светлые советские фильмы, я отвечаю: "Чтобы были хорошие фильмы, нужно сделать невозможное: вернуть советскую власть". Конечно, не все ее аспекты, ведь было много зла: единовластие, жуткий дефицит продуктов и услуг, железный занавес, цензура и многое другое. Но плохого много и сейчас, а из двух зол, как говорится, выбирают меньшее. У меня много хороших друзей смогли сделать бизнес только в современных условиях и спрашивают, не сошел ли я с ума, ратуя за возвращение тех времен. Но это выбор каждого человека.